Мысли вслух на Мф 20:1-16

Притча о работниках одиннадцатого часа, на первый взгляд, предполагает очевидную несправедливость. В самом деле, разве правильно и справедливо было бы платить за целый рабочий день столько же, сколько за один час? С точки зрения законов непреображённого мира, такая оплата не только несправедлива, но и экономически нецелесообразна. А тот факт, что виноградник здесь, как и во многих других библейских текстах, оказывается символом Царства, лишний раз подчёркивает, что законы Царства и законы непреображённого мира отличаются, и отличаются нередко кардинально. А Иисус, разумеется, рассказывает притчу о работниках одиннадцатого часа не случайно, ведь среди слушающих Его людей многие были глубоко и искренне религиозны. Кроме всего прочего, эти религиозные люди были уверены, что, добросовестно исполняя на протяжении всей своей земной жизни свои религиозные обязанности, они затем получат свою награду, заработав себе право войти в Царство и стать его жителями. А Иисус между тем даёт им понять, что земные представления о заработке и справедливой оплате за совершённый труд к Царству неприложимы. И не потому, что справедливость в сфере трудовых отношений не важна для Царства (для Царства важна всякая справедливость), а потому, что Царство в принципе невозможно заработать. Никак и ничем. Никакой религиозностью и никакими делами благочестия. И если дела эти и эта религиозность кому-нибудь нужны, то лишь самим людям на пути в Царство, во время той работы в винограднике, без которой и к самому винограднику они бы доступа не получили. И надо признать, что, как христиане, мы все сегодня оказываемся по отношению к Царству именно в такой ситуации. Наша эпоха — эпоха наступающего Царства, которое входит в наш мир, преображая его, но которое ещё не раскрылось во всей своей полноте. И каждый из нас может иметь и действительно имеет отношение к этому Царству постольку, поскольку участвует в его созидании, используя для этой духовной работы все возможности. А когда Царство раскроется во всей своей полноте, окончательно преображая мир, каждый из тех, кто его созидал, станет частью этой полноты. Всей полноты, а не той её части, которую заработал. Ведь Царство неделимо. Его можно получить лишь целиком.