Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Рим 16:17-24

Завершая своё послание, Павел обращается к римским христианам с просьбой избегать тех, кто вносит в общину разделения, напоминая им о необходимости быть «мудрыми на добро и простыми на зло» (ст. 17 – 19). Такой призыв был вполне закономерен в контексте всего, что Павел писал римской церкви о Христе, о Царстве и о духовной жизни. В самом деле, мудрость, понимаемая так, как она обычно понимается большинством библейских авторов, т.е. как искусство или практический навык, применительно к добру означала не что иное, как искусство праведной жизни и навык следования Торе. Такой навык был необходим и тем, кто хотел идти путём праведности до пришествия в мир Иисуса Христа, но особенно важен он был для тех, кто избрал следование за Христом и жизнь в Царстве: ведь в нынешнюю эпоху, эпоху противостояния Царства ещё не до конца преображённому миру, требование следовать Торе и идти путём праведности для избравших Царство оказывается, в сущности, не чем иным, как каждодневным подтверждением однажды сделанного выбора и однажды данных обещаний.

Однако выбор Царства не означает для верных отказа от мира: ведь быть свидетелями Христа и Царства им предстоит именно здесь, в нашем преображающемся и вместе с тем противостоящем Христу и Царству мире. И с тем злом, в котором лежит мир, им предстоит сталкиваться каждый день и каждый час. А в таком столкновении простота, разумеется, в библейском понимании этого слова, оказывается абсолютно необходимой. Ведь в библейском и в евангельском смысле слова простота не имеет никакого отношения ни к глупости, ни к наивности или неосведомлённости. Соответствующее греческое слово означает, прежде всего, ту духовную цельность личности, без которой праведность невозможна в принципе. Без такой простоты невозможно идти за Христом и невозможно обрести Царство, так же, как невозможно и жить в нём. И апостол, прекрасно это понимая, в завершение своего послания вновь напоминает римским христианам о том главном, что составляет основу духовной жизни всякого, кто идёт путём праведности и ищет Царства.