Мысли вслух на Мф 11:21-22

Сравнение Иисусом городов, где Он проповедовал, с древними городами, известными своей распущенностью и безнравственностью, может на первый взгляд показаться чрезмерно жёстким. Но так кажется именно только на первый взгляд. Казалось бы, сравнивать людей, пусть и отвергающих Мессию, но всё же религиозных и по-своему, в рамках этой религиозности, благочестивых с развратниками, для которых заповеди Божии — пустой звук, нельзя. Но всё оказывается не так просто. В самом деле, всякий грешник, который грешит открыто, знает, кто он такой и что делает. Он может не считать, что совершает нечто греховное, может вообще не понимать, что такое грех и праведность, но насчёт сути того, что делает, он не сомневается и не заблуждается. Если такой человек под влиянием каких-то внутренних или внешних факторов решит, что то, что он делает, является грехом, у него есть все шансы изменить ситуацию: ведь он не принимает грех за праведность. Потому-то, как видно, Иисус и говорит, что если бы жители городов, известных своей распущенностью и развратом, увидели то, что видели люди, окружавшие Иисуса, они бы раскаялись во всём и обратились: ведь они не заблуждались на собственный счёт. А вот те, кто слышал Иисуса и видел совершаемые Им чудеса, лукавили и обманывали сами себя. Многие из фарисеев, к примеру, пытались уверить не только самих себя, но и других в том, что Иисуса и Его свидетельство они отвергают по соображениям исключительно принципиальным, а вовсе не из желания защитить собственную традицию, религиозную и богословскую, которая была им дороже и важнее Мессии и Царства. Такой самообман оказывался духовным тупиком: ведь на скорое раскаяние и обращение тут рассчитывать не приходилось, если грешники считали себя праведниками и защитниками правоверия. Тайный грех всегда страшнее явного. Не случайно Иисус благодарит Отца за то, что Он открыл это младенцам: мудрые и разумные слишком зависят от своей традиции, в то время, как «младенцы» этим не заморочены и воспринимают всё проще и яснее. Как видно, всякая традиция с духовной точки зрения амбивалентна: она может как помочь человеку на пути в Царство, так ему на этом пути и помешать. И если выбирать, то лучше уж не иметь никакой традиции вообще, чем иметь такую, которая мешает: ведь ни одна традиция, даже самая древняя и глубокая, всё-таки не стоит Царства.