Мысли вслух. Библия для начинающих.

Мысли вслух на Иез 16:1-34

Сегодняшнее чтение предлагает нам притчу Иезекииля о неверной жене, под которой он, как и другие пророки, использующие этот образ, подразумевает Израиль. Для полноты восприятия образа важно иметь в виду, что, в отличие от русского, в еврейском языке слово «Израиль» относится к женскому роду.

Подобные притчи встречаются не только у Иезекииля, с неверной женой Израиль сравнивали Осия, Исайя Иерусалимский, Иеремия. Но притча Иезекииля примечательна тем, что она описывает своего рода божественную педагогику, здесь ясно видны попытки Бога направить Свой народ на путь покаяния. Начинается притча констатацией того несомненного факта, что без Бога еврейского народа просто не было бы на земле, он погиб бы, как брошенный на дороге младенец, и лишь прямое вмешательство Бога в ситуацию позволило ему стать тем, чем он стал (ст. 3–14).

Но всё сделанное Богом для Своего народа самим народом оказалось забыто, и забыто очень быстро. Причиной же этого стала, как видно, самонадеянность, готовность полагаться не на Бога, а на Его дары, которые стали восприниматься не как дары, а как нечто само собой разумеющееся и неотъемлемое (ст. 15). Неудивительно, что и распоряжаться дарами Божиими народ считал себя вправе по собственному усмотрению (ст. 16–26). Но Бог не разрывает Своих отношений с народом, несмотря на явную и открытую измену; Он, наоборот, делает попытки привести в чувство тех, кто совершенно забыл о Боге (ст. 27).

Наверное, самим народом такие меры должны были восприниматься как наказание от Бога, но, судя по словам пророка, это была всего лишь попытка Бога напомнить о Себе и о тех отношениях, которые когда-то связывали народ Божий со своим Богом. Но никакие меры не гарантируют ни раскаяния, ни обращения, ведь и то, и другое возможно лишь добровольно, и Богу не нужно «раскаяние», полученное силой. Поэтому Он не принуждает никого к обращению, Он лишь даёт понять Своему народу, что избранный им путь ведёт в тупик. Но даже тогда выбор остаётся: ведь и в такой ситуации возможно не только обращение, но и отвержение Бога.

Однако в случае отвержения ситуация становится уже совершенно противоестественной. По-видимому, в отношениях с Богом как отдельного человека, так и целого народа есть свои этапы, и не только тогда, когда человек или народ идёт к Богу, но и тогда, когда человек этот или этот народ от Бога удаляется. Возможно, в начале пути, уводящего от Бога, Бог ещё предпринимает какие-то действия для того, чтобы остановить уходящего. Быть может, попускаемые Им в такой ситуации бедствия как раз и обозначают ту границу, которую можно считать своего рода «точкой невозврата». И, пройдя эту точку, человек уже не может легко и без серьёзных последствий вновь вернуться к Богу, теперь даже в случае обращения и раскаяния ему придётся нести какие-то последствия совершённых им грехов. А для народа пройти «точку невозврата» в отношениях с Богом означает обречь себя на неизбежную катастрофу, которой для еврейского народа и стал разгром Иудеи вавилонянами и Вавилонский плен.