Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Мф 9:14-17

Ученики Иоанна Крестителя не случайно задают Иисусу вопрос о посте: ведь пост считался и у фарисеев, и у членов других религиозных братств одним из основных религиозных правил, без соблюдения которого говорить о благочестии было невозможно. При этом изначальный смысл поста был основательно забыт: ведь пост символизировал, прежде всего, траур, в частности, по умершим родственникам, равно, впрочем, как и траур, связанный с событиями общенародного масштаба. Конечно, в ходе развития яхвистской, а затем иудейской религиозной традиции он приобрёл новый смысл, связанный уже с собственно духовной жизнью: пост стал связываться в религиозной жизни с тоской по Богу, с печалью, вызванной богооставленностью. И, конечно же, пост стал выражением того страха и трепета, который охватывает человека, ожидающего близкого суда Божия: таким был, к примеру, пост Йом-Кипура. Но нередко в евангельские времена пост становился просто формой религиозного благочестия, обязательным для всех элементом религиозной жизни, уже никак не связанным ни с конкретными событиями в жизни человека, ни с его духовным состоянием. Так было, к примеру, у фарисеев, которые, судя по тому, что мы знаем о них сегодня, постились, как минимум, два дня в неделю (а особо ревностные члены братства и чаще, причём посты эти нередко были фактически публичными: постящиеся всячески демонстрировали скорбь о собственных грехах, страх и трепет перед близящимся днём Суда). Иисус же возвращает посту его истинный, не религиозный, а собственно духовный смысл. Пост — не религиозная обязанность и не правило благочестия, это внешнее выражение определённого духовного состояния, в частности, богооставленности. Имитировать тут нечего и незачем: придёт время, когда пост станет чем-то вполне естественным, а пока нужды в нём нет, не стоит изображать несуществующую скорбь. Иисус, разумеется, не случайно ставит вопрос именно так. Ведь Он готовит Своих учеников и последователей к жизни в Царстве. В Царстве, где нет места игре и имитации, хотя бы даже насыщенной очень важными религиозными смыслами. Ведь здесь уже нет нужды в религии, так же, как нет здесь нужды в символах и аллегориях. Здесь сама жизнь, идущая по своим законам.