Мысли вслух на Ин 9:32-34

Один из феноменов религиозности — та призма, сквозь которую религиозный человек смотрит на мир. Такая призма была и у фарисеев: они ведь были людьми глубоко и во многом искренне религиозными. Потому-то и не устраивало их то простое и достаточно очевидное объяснение происходящего, которым удовольствовался исцелённый Иисусом слепорожденный: исцелённый ведь был не столь религиозен, как исследовавшие дело фарисеи, и ему было в известном смысле проще. Он рассуждает без оглядки на религиозные концепции фарисеев. Этот Человек исцелил меня? Исцелил. Значит, Бог с Ним. Иначе быть не может. Тем более, что таких исцелений прежде вообще не бывало. Случай уникальный. Так каких же ещё надо доказательств? Для фарисеев, однако, всё не так просто. У них другие критерии.
И главный критерий — не наличие или отсутствие исцеления. Не факт проявления и действия Божьей силы. Главное — соответствие определённым критериям, взятым из соответствующей религиозной традиции. Такие критерии, конечно, придумывают люди. Но человеку религиозному они обычно представляются данными Богом, а не придуманными людьми. И потому соответствие происходящего этим якобы богооткровенным критериям — самое главное. Даже если налицо чудо, его нельзя считать настоящим, если оно не соответствует религиозным критериям.
Тогда надо искать другого объяснения даже вполне очевидным вещам. Расследующие исцеление фарисеи именно это и пытаются делать, снова и снова расспрашивая исцелённого о том, что с ним случилось. Они пытаются найти хоть какую-нибудь зацепку для того, чтобы получить устраивающее их объяснение. Но зацепок нет. А исцелённый не может понять, чего от него хотят. Он же всё объяснил. И ему самому всё понятно. Фарисеи уверяют исцелённого, что исцеливший его Человек не может быть от Бога — об этом ясно говорят их религиозные критерии. Как же тогда возможно исцеление?
Но самому исцелённому все эти рассуждения кажутся просто искусственной и никому не нужной теорией. Он говорит: я знаю лишь, что этот Человек меня исцелил, а уж как это случилось, кто Он и откуда — вам виднее, разбирайтесь сами. В конце концов, не найдя устраивающего объяснения, исследующие дело фарисеи прогоняют исцелённого. Нет человека — нет проблемы. Глядишь, дело и забудется само собой. А исцелённый находит Спасителя. Он-то уж точно не потерял ничего.