Мысли вслух на Мк 6:30-44

Об умножении пищи в Евангелии говорится неоднократно: в похожей ситуации события и развиваются аналогичным образом. Эта вновь и вновь повторяющаяся ситуация как бы напоминает нам, что тут не просто чудо, тут именно Царство во всей его полноте. Что такое, в самом деле, чудо?
С нашей точки зрения это всегда некое нарушение закономерного течения событий, вторжение несистемного фактора в те причинно-следственные цепочки, которые определяют течение событий в нашем мире. Между тем в такой ситуации всегда уместен вопрос: не является ли тот фактор, который мы воспринимаем как внесистемный, частью иной системы, взаимодействующей с той, внутри которой находимся мы?
Быть может, чудо является во многих случаях чудом лишь для нас, живущих в своём отделённом от Бога мирке, который нам кажется бесконечно большим, а в большом Божьем мире, нами обычно не замечаемом, чудо — норма жизни? В нашем падшем мире субстанции не слишком послушны человеческой воле, они тут ограничены своей собственной природой, но ведь это так только здесь, а в Царстве субстанции ограничены и определены лишь действием Божьей воли, и там они куда податливее для воли человеческой, если она действует совместно с Божьей.
Там возможна и плотная вода, которая держит человека, если он хочет на неё ступить, и абсолютно проницаемые двери, которые становятся такими, если человеку нужно сквозь них пройти, и увеличение количества пищи, если той, что есть, недостаточно для насыщения. Там и вода может стать вином, если воля человека хочет видеть воду вином, а не водой. Разумеется, речь тут идёт о воле человека, не поражённого грехом — а Иисус как раз и есть такой Человек. Он не просто творит чудеса — Он делает доверившихся Ему людей частью Царства, где чудо является нормой.
Тот факт, что событие, описанное евангелистом, повторяется снова в аналогичной ситуации, свидетельствует: перед нами не просто повторяющееся чудо, снова и снова творимое Иисусом, перед нами — приобщение к иному, новому миру, где и норма иная, где всегда возможно то, что в нашем падшем мире возможно лишь как исключение, как чудо. Так Иисус приучает тех, кто пошел за Ним, к иной, новой норме — к норме Царства.