Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Мк 1:1-15

Начало земного служения Спасителя в Евангелии от Марка описано по сравнению с другими евангелиями совсем кратко и в связи с проповедью Иоанна Крестителя.

Один небольшой отрывок охватывает и суть проповеди Иоанна, и крещение Иисуса, и искушение в пустыне — в других евангелиях эти темы раскрыты подробно, описание каждой из них занимает иногда целую главу, а то и не одну. Почему же Марк описывает перечисленные (достаточно важные) события столь сжато? Быть может, потому, что перед его духовным взором они развернулись как единое целое, как бы вне времени или над ним. Время ведь воспринимается людьми по-разному, оно может сжиматься или растягиваться в зависимости от того, насколько человек оказывается духовно вовлечён в события, это время наполняющие.

События малозначимые просто летят мимо, события важные, наоборот, тянутся долго, время тормозит, как бы давая человеку запомнить, вместить всё происходящее с тем, чтобы унести его с собой на всю оставшуюся жизнь. А бывают и такие события, которые вместить до конца невозможно, которые, наоборот, сами вмещают в себя человека. Тогда время останавливается, или, вернее, человек выпадает из потока времени, оказываясь внутри того события, которое становится для него абсолютно важным, определяющим его существование. Такие события никогда не принадлежат только времени, они всегда пребывают во времени и в вечности одновременно.

Ту событийную цепочку, которая для постороннего зрителя разворачивается как последовательность событий, происходящих во времени, человек, пребывающий внутри, видит как единый момент, как застывшее мгновение вечного настоящего, в котором присутствует всё то, что для человека со стороны станет историей. Так и видит ситуацию евангелист: для него она — вечное настоящее, в центре которого крещение Спасителя, а обрамляют его проповедь Иоанна и искушение в пустыне. Так он и доносит увиденное до читателя — евангелисты ведь прежде всего добросовестные свидетели, а свидетель всегда описывает увиденное именно так, как он его увидел.