Мысли вслух на Ис 29:13-23

«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих…» В этих словах, которые Господь обращает к нам сегодня много горечи, много горькой правды. Недаром мы так хорошо знаем их из уст Иисуса. Однако формулировка синодального перевода часть этой правды произносит не столь отчетливо и грозно как некоторые современные переводы, скажем, на английский язык. Что, казалось бы, плохого в «изучении заповедей человеческих», как пиет синодальный перевод, ведь это и есть непосредственный предмет всех светских гуманитарных наук. Но речь идет конечно о другом. И чтобы понять это давайте обратимся к двум другим переводам: New Standard American Bible и New Jerusalem Bible. Эти два перевода таковы. Первый: And their reverence for Me consists of tradition learned by rote (и их поклонение Мне есть лишь зазубренная традиция). Второй: and reverence for Me, as far as they are concerned, is nothing but human commandment, a lesson memorized (и их поклонение Мне, в меру их понимания, это ничего более как исполнение человеческих же установлений, заученный урок). Вот о чем на самом деле идет речь. И это бесконечно важно почувствовать всею нашей верой. Ибо именно вот это зазубривание, вычитывание, выяснение тонкостей того «как положено», «что положено», «когда положено», все эти бесконечные «можно или нельзя», которые мы непрерывно слышим в Церкви, делает наше сердце «далеким от Бога». Наше ученичество не должно быть ученичеством отличника-зубрежника, или «ботаника», как называют таких людей из своей среды сами ученики и студенты. А почему именно слово «ботаник» так крепко прижилось? Видимо потому, что с точки зрения не совсем еще взрослых людей, детей или полудетей, ботаника это самая нетворческая наука, где нужно знать бесконечное число всяческих названий разных растений. На самом деле, конечно, это не так, спросите монаха Менделя. Но все-таки вот такого рода отношения к Богу и Церкви у нас быть не должно. Пусть мы немного не доучили урок, но когда нас вызовут к доске, мы прибавим к своему несовершенному, недоученному знанию творчество и любовь и все будет прекрасно. И Учитель будет рад.