Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Исх 32:7-14

Что такое народ Божий? И что такое его история? Мы привыкли смотреть на эту историю глазами обычного земного человека. Мы знаем историю. Знаем, что народ Божий — это еврейский народ. Знаем, что отцом его был Авраам, а великим пророком, выведшим его из Египта — Моисей. Знаем, каким был путь еврейского народа из Египта в обещанную Богом землю. И нам кажется, что иначе и не могло быть. По-своему мы правы: история сослагательного наклонения не знает.

Но это в нашем мире. В мире падшем и потому ограниченном. А вот в большом Божьем мире, который всегда оставался Его Царством, всё иначе. Там альтернатива возможна. Наша история там существует не в силу какой бы то ни было необходимости — социальной, политической, экономической или какой-нибудь еще, а благодаря выбору и решению Бога. Решению, которое учитывает также и свободный выбор людей.

Тех людей, к которым обращался Бог, желая сделать их отцами и духовными вождями народа. Тех людей, которым Он даровал Тору. Тех людей, которые, пока Моисея не было рядом, делали каждый свой выбор: участвовать в поклонении тельцу или нет. Поэтому в большом Божьем мире всегда возможны варианты. Ничто не предопределено. Всё всегда можно начать сначала. В том числе и историю народа Божия. Богу возможно всё, но Он смотрит на человека. На его выбор.

Бог говорит Моисею: ты видишь, эксперимент провалился. Или вот-вот провалится. Народу был дан шанс, но он не сумеет им воспользоваться — это уже видно. Твоему народу — подчёркивает Бог, обращаясь к Моисею. Твоему, а не Моему: Мой народ вокруг тельца не пляшет. Так, может быть, говорит Бог Моисею, начнём сначала? Например, с тебя: ты Мне верен, Ты меня знаешь, и Я знаю тебя. От тебя с Моей помощью получится другой народ, ему также будет дан шанс, может быть, этот другой, от тебя произошедший, народ воспользуется им лучше нынешнего?

Но Моисей не хочет бросать начатое. Он говорит: а как же Твой план? Ведь это свидетельство для всего мира. Неужели провал? Давай всё же попробуем ещё. Так говорит Моисей Богу. И Бог соглашается со Своим пророком. И история народа Божия продолжается. А люди внизу подумали: Моисей уладил дело. Дорогой ценой — убиты все отступники, но уладил. Так видно с земли. А с неба иначе. Но об этом из современников Моисея знал лишь он один. И, может быть, те немногие, кому он решился об этом рассказать. А теперь знаем и мы. Остаётся только выбрать.