Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Быт 9:1-7

Интересно, какая связь между тем, что человек сотворён по образу Божию, и принципом «кровь за кровь»? И не оправдывает ли это, к примеру, кровной мести или смертной казни для убийц? Ведь Тора, к примеру, в качестве наказания за умышленное убийство предписывает именно смертную казнь, да и кровную месть она допускает, хотя и неохотно, в качестве крайней, но нежелательной меры. В чём же тут дело? Не в том ли, что с кровью связана жизнь («душа») человека? Конечно, так было не всегда. Когда Бог сотворил человека, он вдунул ему в ноздри (так в еврейском тексте) дуновение жизни, и человек ожил, стал «душой живой». До грехопадения, как видно, жизнь человека была связана с дыханием Божиим. А вот после грехопадения человек стал похож на других животных: его жизнь теперь оказывается связана не с духовным началом, не с Божьим дыханием жизни, а с началом природным, с кровью. Но ведь образ Божий в человеке всё же сохранился, хотя и потускнел, иначе праведность Ноя была бы невозможной! А если так, то кровь человека в глазах Божьих оказывается не менее драгоценной, чем дыхание жизни. Конечно, принцип «кровь за кровь» — не лучший способ наказания за кровопролитие, которое он не в состоянии предотвратить полностью даже тогда, когда применяется последовательно и абсолютно справедливо. Но ведь и наказание такого рода определено не Богом, оно предопределено падшей человеческой природой, которая не знает иного способа наказать и остановить убийцу. «Кровь за кровь» — не лучшее изобретение человечества, но это всё же лучше, чем полная безнаказанность. И Бог позволяет человеку выбрать меньшее из двух зол, понимая, что отказаться от зла полностью в своём нынешнем состоянии человек не может.