Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Быт 37:3-4

У любви в падшем мире есть удивительное и на первый взгляд совершенно необъяснимое свойство: вызывать ненависть. Ненависть эта может быть ответом на любовь, а может быть и следствием зависти, как в случае с Иосифом и его братьями. Но, как бы там ни было, такая реакция на любовь в любом случае вызывает недоумение: ведь в любви самой по себе нет ничего плохого, она никогда и никому не приносит вреда, если только, конечно, речь идёт именно о любви, а не о её духовных подменах, носящих иногда то же самое имя любви.

Любовь же настоящая — всегда если не свет, то отблеск Царства, она не бывает ни разрушительной, ни навязчивой. Но даже такая любовь в падшем мире может вызвать ненависть и к тому, кто любит, и к тому, кого любят. Иногда ненавидящему кажется, что он ненавидит того, кого любят за то, что тот не имеет права на любовь, которую получает, что она даётся ему незаслуженно. При этом ненавидящий обычно не понимает, что заслуженной любви в нашем испорченном грехопадением мире быть не может: никто из грешных людей любви не заслуживает по определению.

Дело тут, скорее всего, в том, что любовь и ненависть просто существуют в разных мирах, живущих по разным законам. Ненависть возможна лишь в нашем ветхом мире, а настоящая любовь — только в Царстве. Отсюда и нестыковки восприятия: живущий в непреображённом мире человек не может понять, как можно что бы то ни было получить незаслуженно. Он знает, что в мире, который ему известен и который для него является единственным, никто ничего не получает просто так, за всё приходится платить, и даже подарки потом приходится «отдаривать». Ему непонятно, как может кто-то получить что-то, совершенно этого не заслужив, просто потому, что его любят.

Оно и неудивительно: ведь в падшем мире даже то, что называется любовью, таковой, по сути, не является: по законам этого падшего мира она должна быть «взаимной», вернее, взаимовыгодной.

Появление в падшем мире настоящей любви обессмысливает всю его арифметику и обесценивает все достижения. Неудивительно, что первой реакцией со стороны тех, кто чего-то в нём достиг, оказывается именно ненависть, тем большая, чем больше достижения. Чтобы от этой ненависти избавиться, нужно принять законы Царства и научиться жить по ним, а не по законам «мира сего». Или… попробовать избавиться от тех, кто любит, и от тех, кого любят. Таков выбор каждого, сталкивающегося с настоящей любовью. Так же, как и со всяким другим проявлением Царства.