Мысли вслух на Быт 31:19

Зачем понадобились Рахили те «идолы», небольшие изваяния языческих богов — покровителей дома, которые в те времена были в каждом доме? Есть одно простое объяснение: владеющий домашними богами мог претендовать на наследство. Так; но только ли в этом дело? Ведь Рахиль, наверное, и сама понимала, что в отчий дом ей больше дороги нет. Тогда что же? Недоверие к Богу Иакова? К Богу, на Которого теперь только и можно было надеяться? Едва ли: будь оно так, Рахиль не решилась бы бежать со своим мужем, рискуя всем. Так зачем же? Самый простой ответ может на первый взгляд показаться странным: на всякий случай. Конечно, Бог Иакова сильнее языческих богов, Он явно сильнее богов Лавана, Он не раз это доказывал. Но всё же: а вдруг? А вдруг Его поддержки окажется недостаточно? Ведь Он непредсказуем. А тут всё привычно, знакомо, эти домашние боги помогали всегда, наверное, и теперь помогут. Главное не оставлять их, взять с собой. Конечно, такие аргументы не всегда бывают чётко осмысленными, порой человек следует им, слабо отдавая или вовсе не отдавая себе отчёта в том, что делает и какими мотивами руководствуется. Но в сердце, там, где делается выбор и принимаются решения, поселяется нерешительность. А нерешительность вызывает желание подстраховаться, не класть все яйца в одну корзину. Пусть и Бог, и что-нибудь или кто-нибудь ещё, старые боги, старые полумагические обычаи, неважно что, лишь бы оно было старым и проверенным. И как оно работает, чем сможет помочь — тоже неважно: помогало же раньше, значит, поможет и сегодня. А в глубине души одно желание: заполучить если не спасательную шлюпку, то хотя бы спасательный круг на случай возможного крушения, на случай, если вдруг Бог не справится. И не приходит в голову ищущим такого «спасения», что, если уж Бог оставит, не помогут никакие шлюпки и никакие круги. Что без Него одна дорога: на дно. А с Ним — в Царство. Без спасательных кругов и без страховки.