Мысли вслух на Исх 1:1-22

Положение потомков Иакова в Египте изменилось довольно скоро после смерти Иосифа. Изменения эти священнописатель связывает с новым фараоном, который уже «не знал Иосифа» (ст. 8). И дело тут, конечно, не только в смене власти как таковой. По-видимому, очень скоро после ухода из жизни Иосифа и его поколения, когда потомки Иакова увеличились числом и расселились по нильской дельте (ст. 6 – 7), к власти в Египте пришла новая династия, уже не семитская, а египетская по происхождению, для которой семитские племена дельты были не опорой, а помехой. К тому же, обитавшие там семиты стали заложниками своего геополитического положения: они оказались в тылу Восточного корпуса египетской армии, прикрывавшего со стороны Синая район дельты и стратегическую приморскую дорогу, связывавшую центральные области Египта с городами северной и центральной Палестины, находившиеся в это время под властью Египта. А угроза исходила со стороны семитских племён Синайского полуострова, ближайших этнических родственников племён дельты. Неудивительно, что в такой ситуации власти всерьёз опасались восстания в тылу Восточного корпуса в случае войны (ст. 10). К тому же, если говорить не о Египте в целом, а о районе дельты, семиты, очевидно, заметно превосходили египтян численно (ст. 9), такое локальное превосходство объяснялось, по-видимому, как более высоким по сравнению с общеегипетским уровнем рождаемости (ст. 12), так и тем, что сами египтяне не слишком охотно селились в районе дельты. Очевидно, в это время семитов дельты (включая и потомков Иакова) начинают привлекать к общественным работам, в которых традиционно участвовало всё крестьянское население страны (ст. 11 – 14), и которые непривычным к такого рода занятиям евреям должны были казаться самым настоящим рабским трудом. Впрочем, судя по тому, что рождаемость у них при этом не падала (ст. 12), условия жизни потомков Иакова в Египте были материально всё же не слишком тяжёлыми. В такой ситуации египетские власти начали предпринимать беспрецедентные в египетской истории меры по сокращению рождаемости и уменьшению численности мужского населения (ст. 15 – 22). И что, казалось бы, может сделать в такой ситуации простой человек, не обладающий властью и возможностью влиять на принимаемые властями решения? Не так уж мало, как показал опыт упомянутых в рассказе повивальных бабок (ст. 15 – 19). Конечно, для такого поступка нужна решимость, а она появляется тогда, когда верность Богу в жизни человека стоит выше страха перед властями (ст. 17). Можно было бы подумать, что решимость повивальных бабок не изменила положения их соплеменников (ст. 22), так что они лишь напрасно подвергали себя риску. Но для Бога выбор, сделанный человеком в той или иной ситуации, важен не менее, чем её исход, ведь именно от сделанного выбора зависит судьба человека в вечности Божьей. И Бог не оставляет тех, кто выбирает Его путь (ст. 21). Исторические коллизии, в которых приходится участвовать людям, остаются в истории, а их участники делают шаг в Царство Божие. Или не делают его, уходя во тьму.