Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Быт 48:1-22

Сегодняшнее чтение рассказывает нам о благословении умирающим Иаковом детей Иосифа, родившихся у него в Египте. В контексте традиционных родоплеменных отношений этот момент был очень важен: он означал факт принятия детей Иосифа в члены рода. Обычно такое благословение давалось вскоре после рождения, но в случае детей Иосифа это, естественно, оказалось невозможным, и благословение Иакова как основателя рода они получили только теперь. Но во время этого вполне традиционного ритуала произошло нечто, выходящее за рамки традиции. Обычно первое благословение получал старший сын, который в своём роде и считался наследником (а если речь шла, например, о детях вождя племени, то именно старший, по обычаю, наследовал власть после смерти вождя). Если под благословение подходили сразу двое детей, то правую руку благословляющий возлагал обычно на голову старшего из них, а левую — на голову младшего. Между тем, в библейском рассказе всё произошло прямо противоположным образом: правой рукой Иаков благословил не старшего, а младшего сына Иосифа (ст. 13 – 14). Иосиф попробовал было указать отцу на ошибку (ст. 17 – 18), но оказалось, что это была вовсе не ошибка и Иаков специально благословил младшего тем особым благословением, которое традиционно давалось старшему из детей (ст. 19 – 20). Такое нарушение традиции старшинства в Библии встречается неоднократно, и во всех подобного рода ситуациях оно оказывается действием харизматическим, совершённым по особому указанию Божию. Это неудивительно: в самом деле, в обществе, где обряд и ритуал пронизывают собой всю жизнь, как частную, так и общественную, следование ритуалу и традиции не просто предполагается, но настолько входит в плоть и кровь каждого, что случайное нарушение ритуала оказывается в таком обществе делом почти невозможным. И если всё же это случается, то причиной тому может быть именно прямое вмешательство Божие, которым Он желает указать на Своего избранника. Так порой нарушение установленного людьми порядка и обычая становится инструментом в руках Божьих и знаком Его вмешательства.