Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Быт 46:1-34

Сегодняшний отрывок рассказывает о переселении Иакова и всех его соплеменников в Египет. Конечно, такое переселение стало возможным прежде всего благодаря Иосифу, но следует иметь в виду, что в те времена Египет наводнили семитские племена, пришедшие частично из пустынь Синая, а частично из сирийских степей. Историки называют эти семитские племена гиксосами, нашествие их на Египет началось на рубеже XIX и XVIII века до н.э., и переселение Иакова со своими соплеменниками в Египет было частью этого процесса. К тому же, в Египте в это время правила семитская по происхождению династия, что сделало возможным и быструю карьеру самого Иосифа, и переселение в страну его сородичей. Селились семитские племена в основном в дельте Нила, где были почти идеальные условия для скотоводства, которым они традиционно занимались («земля Гесем», ст. 34). Надо заметить, что египтяне всегда смотрели на скотоводов как на людей низшего сорта, особенно на семитов, которых они, как и всех вообще кочевников, считали варварами, недостойными внимания. Неудивительно, что фараоны семитской династии отнюдь не пользовались популярностью в египетском обществе, их терпели, как неизбежное зло, но не более; они не могли опереться ни на старую египетскую аристократию, ни на местную бюрократию, ни на жречество. Единственной надёжной их опорой были обитавшие в стране семитские племена, и потому выходцы из семитской среды пользовались в это время при дворе особым успехом. Неудивительно, что просьба Иосифа о переселении в страну его соплеменников встретила сочувственный отклик у фараона (ст. 31; Быт. 47 : 5 – 6). А Бог использует эту возможность для того, чтобы сохранить жизнь Своему народу и не дать ему умереть с голоду, Он прямо говорит Иакову, что переселение в Египет — часть Его плана (ст. 1 – 4). Конечно, это отнюдь не означает, что потомки Иакова останутся там навсегда, настанет день, когда Египет придётся покинуть, но на тот момент лучшего места для народа Божия не было. Так Бог действует в истории, используя исторические процессы для осуществления Своих планов относительно Своего народа.