Мысли вслух на Быт 43:1-34

Сегодняшнее чтение продолжает рассказ о том, как Иосиф вёл своих братьев к раскаянию. С одной стороны, он поставил их перед очень нелёгким выбором: им было совершенно необходимо снова ехать в Египет за хлебом, и в то же время совершенно невозможно появиться на глаза к Иосифу без Вениамина (ст. 2 – 5). И теперь братья Иосифа поняли, каково это — лишать отца любимого сына (ст. 6 – 7, 11 – 14). В сущности, продавая Иосифа в рабство, они сделали со своим отцом то же самое; но тогда, будучи ослеплены ненавистью к младшему брату, они не могли понять, что пережил Иаков, лишившись Иосифа. Теперь Иосиф заставил их это понять, велев привести Вениамина и запретив появляться в Египте без младшего брата. Урок был предельно жёстким, но это была единственная возможность заставить братьев, людей, по-видимому, грубых и, как большинство кочевников, отнюдь не склонных ни к рефлексии, ни к сентиментальности, до конца прочувствовать и понять, что они сделали, избавляясь от Иосифа. Но это было не всё: одному из братьев пришлось взять на себя всю полноту ответственности за благополучие Вениамина (ст. 8 – 9), от которой, как показали последующие события, он не отказался даже тогда, когда ситуация стала критической (Быт. 44 : 17 – 34). По отношению к Иосифу братья повели себя абсолютно безответственно; теперь Иосиф сам стал учить их ответственному отношению друг к другу. И это была не прихоть: ведь без умения брать на себя ответственность невозможно ни подлинное раскаяние, ни настоящее обращение к Богу. С другой стороны, получила продолжение история с возвращёнными братьям деньгами, уплаченными за хлеб. В этой ситуации братья Иосифа повели себя безупречно, не сделав даже малейшей попытки обмануть Иосифа. И Иаков, и все остальные были уверены, что деньги им вернули по ошибке, и готовы были отдать их законным владельцам (ст. 12, 18 – 22). И тогда Иосиф даёт им понять, что у Бога не остаётся без последствий никакое дело, ни доброе, ни злое: в ответ на честность и добросовестность братьев он фактически дарит им деньги, принесённые ими в уплату за купленный прежде хлеб (ст. 23). Так постепенно, шаг за шагом, Иосиф подводит своих братьев к пониманию таких вещей, без понимания которых не может быть нормальной духовной жизни: добра и зла, ответственности человека за свои поступки, всемогущества Божия. И делает он это практически, не читая братьям нравоучений, а ставя их в такие ситуации, где всё познаётся на собственном опыте.