Мысли вслух на Быт 37:2-36

При чтении сегодняшнего отрывка невольно возникает двойственное чувство. С одной стороны, поведение Иосифа, как оно описано в рассказе, отнюдь не вызывает симпатий у нормального человека. В самом деле, когда и кому нравились ябеды и подлизы? А ведь Иосиф предстаёт перед нами именно в таком свете (ст. 2). Неудивительно, что у своих братьев Иосиф не вызывает ничего, кроме неприязни. А его сновидения, само собой понятно, эту неприязнь лишь усиливают: смысл их вполне прозрачен, а подчиняться самому младшему в роде никто из старших, разумеется, не хочет, ведь это противоречило всем принятым в те времена нормам и обычаям (ст. 5 – 11). Но, с другой стороны, ненависть братьев была вызвана не только этим. Старшие братья, несомненно, видели в Иосифе опасного конкурента в грядущей после смерти отца борьбе за власть в племени. Обычно вождём становился старший, но в пользу Иосифа была особенная любовь к нему отца, а теперь добавлялись ещё и признаки избранничества свыше: ведь дар пророческих сновидений, которым был наделён Иосиф, считался в древности особым знаком благоволения Божия. Такое сочетание вполне могло заставить Иакова изменить традиции и передать власть Иосифу, хотя он и был младшим. И тогда старшие братья Иосифа решаются избавиться от опасного конкурента. Не решившись на кровопролитие, которое, как считалось в древности, оскверняет человека и навлекает на него проклятие, особенно в том случае, когда проливается невинная кровь, братья Иосифа в конце концов продают его в рабство проходящему мимо торговому каравану, идущему в Египет, будучи твёрдо уверены, что уж теперь-то они навсегда избавились от опасного соперника (ст. 18 – 28). Очевидно, тут братьями Иосифа движет уже отнюдь не только раздражение против подлизы и ябедника, а жажда власти, не останавливающаяся ни перед чем. И эта жажда мешает им увидеть главное: знак Божий, посылаемый через Иосифа. А знак этот, как станет ясно впоследствии, указывал на события, от которых напрямую будет зависеть жизнь и самого Иакова, и всех его потомков. Но братьям Иосифа, занятым мыслями о наследовании власти в племени, было не до знаков: в Иосифе они видели не человека Божия, через которого Бог хотел спасти жизнь Своему народу, а всего лишь нежелательного конкурента в борьбе за эту самую власть. Ни о чём большем они не помышляли, а личная антипатия к Иосифу лишь ещё больше распаляла их ненависть. Страсти и сиюминутные расчёты помешали братьям Иосифа увидеть в нём то главное, что составляло смысл его жизни. И тогда пути Иосифа и его братьев разошлись надолго. Разошлись для того, чтобы спустя многие годы миссия Иосифа обозначилась яснее, а его братья поняли бы наконец, что мир простирается далеко за пределы их небольшого племени.