Мысли вслух на Мк 1:1-8

Что может означать «крещение святым Духом»? Мы так привыкли сегодня к этому выражению, что уже, кажется несколько подзабыли его изначальный смысл. Быть может, виной тому само слово «крещение», наполненное собственным, чисто христианским, смыслом и несколько затемняющее смысл своего греческого (и арамейского) соответствия: очистительное омовение, сопровождавшее традиционный иудейский очистительный ритуал, состоявший, собственно, из этого омовения и особого рода очистительного жертвоприношения, во время которого, как и при омовении, очищающийся публично, во всеуслышание исповедовал свой грех. Одного исповедания греха и раскаяния было при этом недостаточно; омовение, как и очистительное жертвоприношение, должно было избавить согрешившего от последствий совершённого им греха, последствий совершенно реальных, которые, если не принимать никаких мер, будут всю оставшуюся жизнь висеть на согрешившем тяжёлым духовным грузом, мешая его отношениям с Богом и перекрывая ему дорогу в Царство. Но вода и жертвенная кровь очищали лишь от последствий конкретного греха, и то лишь в том случае, если он был совершён невольно, по неведению или по слабости. А чтобы войти в Царство, нужно было освободиться от греха полностью. И тут лишь Сам Бог Своим дыханием мог очистить человека. Никому из людей такое не по силам. Только посланный Богом Мессия может открыть ищущим Царства путь к цели, которой они ищут.