Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Мк 9:33-41

Почему именно дитя Господь показывает примером того, кого нужно принять, ведь, казалось бы, всякого человека хорошо принять? И что значит принять во имя Господне? Господь призывает нас к милосердию. Значит, в первую очередь это означает принимать, ничего не ожидая взамен. Но ведь так и есть в случае с ребенком. Что он может дать нам взамен? У ребенка нет ни положения в обществе, ни денег. Напротив, ему самому требуется, чтобы его кормили и одевали. Вот именно поэтому Господь показывает ученикам ребенка. Вообще, как вы хорошо знаете, ребенок становится в Новом Завете прообразом человека Царствия Божия (Мк 10:15, Лк 18:17, Мф18:4). Прообраз означает не полное совпадение, ибо как знают родители, чадо не всегда – ангелочек, прообраз означает подобие неких (далеко не всех!) духовных качеств. А каких, если не всех? Чтобы ответить на этот вопрос вспомним, что пророчество об этом содержится в 11 главе Исаии, где он описывает Грядущее Царство: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. <...> И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Ис 11:6,8). Когда мы читаем эти строки, мы обычно в первую очередь обращаем внимание на то, что змея не укусит ребенка, по нашей земной привычке нас именно это беспокоит. Но в то же время представим взрослого, который вошел в Царствие Божие и пусть при входе ему сказали, что змеи здесь не кусают, он все равно не протянет руку в ее гнездо ни за что. Потому что у нас есть эта память зла, мы разделили мир на тех, кто с нами, и тех, кто против нас. И вот момент, позволяющий нам прочесть параллельно две разные части сегодняшнего чтения. Христос же призывает обратить внимание не на тех, кто с нами, не на тех, кто против нас, а на тех, кто не против нас, и тогда окажется, что они с нами. Именно в этом восприятие ребенка, у него не сидит в голове, что змея против нас, потому что он просто не знает этого. Вот к этому «незнанию» от нашего «знания» мы и должны стремиться.