Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на 1 Ин 1:5-6

Апостол Иоанн наглядно демонстрирует нам принцип: хочешь научить человека чему-нибудь сложному, сначала скажи ему что-нибудь обнадеживающее. Весь этот текст нам говорит о том, что человек грешен и, хотя и оступаясь, он может и должен преодолеть себя, прийти к Тому, Кто прощает грехи и лечит все раны. Что, узнавая Бога, мы входим в Его свет и значит лучше видим всю грязь, которую только Он может вычистить. Что первым знаком удаления от Света будет мысль о том, что нет в тебе греха — ты просто перестаешь его видеть в темноте. Иоанн учит нас необходимости очищать себя, приходить за очищением к Тому, Кто может очистить. Но чтобы сказать все это, Иоанн прежде всего говорит нам то, что в любой исповеди становится источником надежды и боли одновремнно, то, что объясняет все, но это обяснение принять сложнее всего. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». В Нем нет никакой тьмы, тьма умирает в этом Свете, она не может достичь Его никогда. Тьма не может исходить от Света. Свет не распространяет зло и ненависть. Ничего этого в Боге нет. Хорошо это? Лучше этого ничего и быть не может, потому что тогда мы знаем в любой момент, что Он не предаст, не убьет, что из Его рук можно приять все, потому что тьмы в этом точно нет. Плохо это? Не то, чтобы плохо, но страшно, что и наша тьма при приближении к Нему умрет, и может оказаться, что кроме нее, ничего не осталось. Трудно это? Очень, потому что этот текст мы читаем в день памяти избиения вифлеемских младенцев — фактически первых мученников за Христа. Если Бог Свет, то как вообще такое возможно? Почему невинные дети умирали и продолжают умирать? Могли ли они выжить? Да, но только если бы тьма согласилась умереть добровольно, приблизиться к Свету и умереть. Свободный человек Ирод решил убить Мессию и это не было заблуждением, ужасом от слов Спасителя, которого потом многие считали богохульником. В тот момент, когда Ирод принимал решение, Иисус был Младенцем и еще не проповедовал. Ирод был первым человеком, который знал, что родился Мессия и решил уничтожить именно Мессию, Бога, уничтожить исполнение пророчеств. Он решил уничтожить Свет, сделал выбор слиться с тьмой. Когда тьме не удается достичь желаемого уничтожения Света, она пытаеся переложить ответственность за свои злодеяния на сам Свет. Виновен ли Свет в том, что тьма убивает все на своем пути, чтобы добиться власти и уничтожить Свет? Виновин ли Свет в том, что реализуя свою свободу, мы выбираем зло? Отвечая «да», мы обманываем себя, считая, что сможем переложить ответственность за свою тьму на Бога. Потому, что и самообман, как тьма, сгорит однажды в этом Свете.