Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Дан 7:15-28

Визионерский опыт нередко бывает загадочным. Визионер видит некую картину, разворачивающуюся у него на глазах, смысл которой почти всегда бывает символическим: ведь восприятие духовных реалий и процессов такими, какие они есть, человеку если и доступно, то в очень малой степени. Как правило, духовная реальность воспринимается человеком символически, когда открываемые Богом смыслы пророк или визионер облекает в форму, используя привычные и знакомые образы, намекающие на то, что нужно выразить.

Так рождается символизм пророческих и апокалиптических книг Библии. Но нередко во время самого видения пророку или визионеру даётся объяснение того, что он видит — как в Книге Даниила. Автору книги смысл происходящих событий объясняет один из участников действа. Смысл этот достаточно прозрачен. История человечества раскрывается автору книги как процесс смены одних царств другими.

Каждое из этих царств обладает собственной культурой и вносит свой неповторимый вклад во всемирную историю, в свой черёд уступая место другим. Мы сегодня назвали бы такие царства цивилизациями — в том смысле, в которых мы говорим, к примеру, о великих цивилизациях древнего мира. Но у каждой такой цивилизации свой духовный и исторический ресурс, а значит, и свой срок существования.

Все они преходящи, кроме одного — того Царства, во главе которого станет посланный Богом Мессия. Ресурс этого Царства неисчерпаем, и оно будет существовать вечно, заменив собой все царства, существовавшие прежде. Особое внимание уделено последнему царству — империи Александра Македонского и десяти царям, которые правили после него. Царь-богохульник — несомненно, Антиох Эпифан, во время правления которого и была написана Книга Даниила. Царь, осквернивший Иерусалимский Храм, вполне заслуживал тех характеристик, которые даны ему в книге.

На правление Антиоха и на те гонения, которые обрушились при нём на Синагогу, смотрели как на бедствия, непосредственно предшествовавшие приходу Мессии. Автор книги подтверждает это: он свидетельствует о том, что царь-гонитель станет последним земным царём, на смену которому и придёт Мессия, Сын Человеческий. И хотя события развивались несколько иным образом, всё же и гонения Антиоха, и последующие за ними Маккавейские войны действительно означали начало мессианской эпохи, которая завершилась примерно полтора столетия спустя приходом Христа.