Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Лк 8:26-39

Тексты о бесах и бесноватых для нас всегда сложны. И тому есть много причин. Одна из причин состоит в том, что в Ветхом Завете ясно видны мифологические, языческие, фольклорные представления, заимствованные отчасти из вавилонской «сложной демонологии», отчасти из персидского фольклора, как, например, во второканонической книге Товит (Словарь библейского богословия под ред. Ксавье Леон-Дюфура), иными словами из верований соседних народов. Для борьбы с ними предлагаются магические действия: если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью (рыбы- прим.) должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться (Тов 6:8). И современным людям кажется, что их призывают к чему-то подобному, если не курить, то во всяком случае олицетворять, субстанциировать так или иначе (помните, «дьяки курят ладан», Вл. Высоцкий). Но ведь Библия – это история восхождения духа человеческого. И вот, что мы читаем в Посланиях апостола Павла. «Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.» (1 Кор 10:20-21). Здесь уже четкое разделение: язычники служат бесам, вот что такое язычники, вот что такое бесы, эти слова дают дефиницию обоим понятиям. Те самые, из фольклора которых попали в Библию многие о бесах представления. И это неудивительно. Но послушаем одного из наших замечательных отцов, митрополита Вениамина (Федченкова). «Теперь ответим и тем, которые не верят в реальное существование бесов. Нам приходилось встречаться с такими людьми. Они даже веровали во Христа. А когда я спрашивал их, веруют ли они в Евангелие, они отвечали тоже положительно, но под злыми духами разумели нравственное, отвлеченное зло. Напрасно я указывал им на слова Евангелия, где говорится, что из Марии Магдалины Господь изгнал семь бесов (Мк 16:9; Лк 8:2), а в бесноватом был «легион» их (Мк 5:9, Лк 8:30). Напрасно я говорил им, что все Евангелия полны чудесами изгнания бесов, что Гадаринский бесноватый тотчас вразумился после изгнания бесов из него, что свиное стадо от них бросилось с крутизны в Галилейское озеро. Не хотели верить! Но в зависимости от этой власти бесов было и самое пришествие Христа. Ведь «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела Диавола», – говорит апостол любви (1 Ин 3:8). Это же элементарное учение христианства» (митр. Венимамин (Федченков) «Молитва Господня»). Так что же сложного для нас? Нам не хочется свои глупости объяснять словами «бес попутал», нам это стыдно, мы сами виноваты? Так никто и не призывает нас это делать. Но как отнестись к женщине, убившей брата Роже, основателя общины Тезе, святого, лучезарного человека? Сказать, что она сама виновата очень, очень страшно. Это значит стереть ее с лица Неба (если можно переиначить слова «стереть с лица земли»). Кто возьмет на себя такую ответственность? Бывают хладнокровные убийства из-за корысти, из-за материальных ценностей, тут понятно, тут другое. Но как быть с этой несчастной?