Мысли вслух на Лк 11:9-10

Апостол Павел говорит нам: теперь же пребывают сии три: вера, надежда, любовь (1 Кор 13:13) и по его слову вера, надежда и любовь стали важнейшими христианскими добродетелями. Часто и много говорят о том, что такое вера и любовь. А что такое надежда? «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия» (Пс 145:3) поем мы за каждой литургией. Таково своего рода апофатическое определение надежды. Наша надежда не может обитать в мире преходящих людских отношений. Это трудно бывает понять и принять, потому что мы привыкли надеяться друг на друга, в этом, казалось бы, наше братство. Но здесь имеется в виду что-то иное. Каждый из нас слаб и греховен, и в силу одного этого не всегда может дать другому то, о чем он просит.
Но у нас есть иного рода надежда, святое обетование, что Господь всегда даст нам то, о чем мы Его попросим. Одно лишь: если мы будем иметь веру, надежду, любовь. Веру, чтобы устремлять свой взор к Богу, надежду, чтобы иметь силу ждать, стучаться и искать, любовь чтобы плоды Божьей доброты мы отдавали другим. Но, рассуждая так, постепенно приходишь к мысли, что разделение между этими тремя добродетелями до определенной степени условно. Вера сродни надежде, ибо столь же крепка, надежда сродни любви, ибо столь же светла. Одно без другого бессмысленно. И, пожалуй, даже порочно. Подумайте, чтобы значил сегодняшний отрывок о надежде на то, что Бог ответит, если бы не вера и не любовь. Тогда нас можно было бы назвать потребителями божественной благодати, и не более того.