Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Рим 15:14-21

Говоря о своём апостольском служении, Павел не случайно подчёркивает, что он никогда не проповедовал там, где уже были церкви, появившиеся благодаря проповеди других свидетелей Царства (ст. 20 – 21). По-видимому, для самого Павла такое служение было знаком того, что он свидетельствует именно о Христе и о Царстве, а не о своей религии. В самом деле, проповедь тем, кто уже обратился, легко могла превратиться в проповедь конкретных идей и взглядов, тем более, когда речь шла о такой во всех отношениях яркой личности, какой был Павел. Ему было о чём рассказать и кроме Христа и Царства. Но такое было бы возможно лишь в том случае, если бы он проповедовал тем, кто уже принял Христа. В таком случае апостолу действительно можно было бы уже, как делали другие проповедники, начать излагать собственные взгляды и концепции. Но именно этого Павел всеми силами старался избегать, хотя совершенно очевидно, что, дойди дело до концепций, он мог бы изложить их своим слушателям в таком множестве, какого не смог бы предложить им никто другой. Павел же относительно поучений и наставлений предельно осторожен, он не стремится ни в учителя, ни в духовные наставники к тем, кто, как он уверен, ни в чём таком не нуждается (ст. 14 – 16). Он лишь напоминает членам римской церкви, как братьям, о том, что ему казалось принципиально важным для духовной жизни.

Но, по-видимому, такая позиция в отношении к собственному служению была важна для Павла ещё и в другом отношении. Он, как видно, прекрасно знал, насколько сильно действие его свидетельства и насколько значимо для христиан его слово. При таких обстоятельствах уже само появление апостола вполне могло внести известный разлад в устоявшуюся жизнь церкви, где, разумеется, были свои учителя, наставники и проповедники. Личность такого масштаба неизбежно привлекла бы к себе все взгляды и всё внимание в любой церкви, а Павел, вероятно, совершенно этого не желал: ведь для Царства и для свидетельства такое положение вещей было бы никоим образом не полезно. И апостол предпочитает действовать там, где сами обстоятельства ограничат его свидетельство исключительно темой Христа и Царства, и где он никак не сможет даже ненароком внести разлад в жизнь уже существующих церквей. Так, как и положено апостолу.