Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Рим 5:1-11

Говоря об отношениях человека с Богом и со Христом, исходя из того, что отношения эти первичны и определяют собой всё остальное, Павел указывает и на то, что они первичны также для Бога. Ведь именно Бог стал инициатором того процесса, в который человек включается постольку, поскольку доверяет Христу. Но когда Сам Христос пришёл в этот мир, Он не мог рассчитывать ни на кого. Праведников, которые готовы были бы пойти за Ним, Он не нашёл и найти не рассчитывал.

Более того: когда Он умирал на кресте, у Него и тогда не было никаких гарантий: ведь Его ученики оказались совершенно не готовы к Его смерти, равно, впрочем, как и к Его воскресению. Он умер не за Своих учеников и последователей, а за тех, кто только ещё мог стать Его учениками и последователями. Не за реальных праведников, а за праведников потенциальных, которые в час Его смерти были ещё грешниками. Такие отношения, рассчитанные на последующий духовный рост — всегда своего рода аванс. И Бог готов выдать нам этот аванс. Он ожидает, что мы его оправдаем. Но оправдать его можно лишь при двух условиях: аванс должен быть, во-первых, принят, и, во-вторых, использован по назначению, а не растрачен зря.

Имея в виду первое условие, Павел и говорит о том, что Бог принимает нас во Христе и вместе с Ним хотя бы потому, что Он специально посылает Христа за нами, с тем, чтобы спасти нас от гибели, таких, какие мы есть. А какие мы есть, Бог, конечно, прекрасно знает. И если Мессия, исполняя Божью волю, готов даже умереть за нас, таких, какие мы есть, то теперь, когда мы приняли Его и доверились Ему, Он уж точно нас не бросит: иначе Его собственный земной путь и Его смерть потеряют всякий смысл. Но это лишь одна сторона дела.

Другая заключается в том, что идти за Мессией означает меняться. Он позвал нас за собой такими, какие мы есть, и дал нам возможность новой жизни. Но если мы останемся такими, какие есть, наша новая жизнь очень скоро перестанет быть новой, став такой же, какой была прежняя. Чтобы этого не произошло, надо измениться внутренне. Использовать выданный Богом аванс. Жизнь христианина — не пассивное ожидание спасения и не религиозная активность, а духовный путь.

Путь внутреннего становления, взращивания в себе того духовного стержня, который и называется внутренней Торой. Схематично апостол описывает это как путь от испытаний к твёрдости, от твёрдости к опытности, а от опытности — к надежде. В самом деле: если внутренняя Тора связана прежде всего с восприятием Божьей воли, Божьих интенций как духовно-нравственного императива, то именно конкретные, и особенно сложные, жизненные ситуации учат нас тому, как этому императиву следовать на практике.

Результатом такого обучения становится сформировавшийся навык следования Божьей воле, своего рода навык праведной жизни, который в традиционных текстах мудрецов как раз и называется мудростью, хотя Павел предпочитает называть его опытностью или навыком. Вот этот навык и даёт надежду на то, что путь будет пройден до конца: ведь иначе о полноценной духовной жизни придётся забыть. Не может жить полноценной духовной жизнью человек, теряющий из виду волю Божью при любой жизненной пертурбации. Как видно, спасение — процесс богочеловеческий, и апостол прекрасно это понимает.