Мысли вслух на Лк 8:5-15

Как и многие другие притчи Спасителя, притча о сеятеле — это притча о Царстве и о духовной жизни. Или, говоря точнее, это притча о том, что мешает человеку на пути в Царство. Конечно, если под тем полем, на которое выходит сеятель, понимать весь мир (а сеятелем в таком случае надо считать, разумеется, Самого Спасителя), то притчу можно было бы интерпретировать и как притчу о разных людях, у каждого из которых свои проблемы в духовной жизни.
И всё же при ближайшем рассмотрении трудно не заметить, что речь идёт о наиболее типичных проблемах, и нередко оказывается так, что все они проявляются в духовной жизни одного и того же человека на разных её этапах. Разумеется, если человек не сумеет очередную вставшую перед ним проблему разрешить, о дальнейшем духовном пути придётся забыть. Если же это ему удастся, в его духовной жизни начнётся новый этап. Но для того, чтобы вообще можно было говорить о какой бы то ни было духовной жизни, человеку необходимо научиться слушать и слышать Бога и свидетелей Божиих.
Слышать не поверхностно, не так, как обычно слушаем мы сегодня краем уха те звуки и слова, которые доносятся до нас на улице, а слушать, вникая в услышанное, позволяя ему проникнуть в сердце, коснуться того глубинного «я», которое и составляет духовный центр нашей личности. Но услышать ещё не всё. Нужна решимость, чтобы исполнить услышанное. Принятое решение, сделанный выбор неизбежно меняют всю жизнь этот выбор сделавшего, а если выбор сделан в пользу Христа и Царства, противодействие мира неизбежно.
Конечно, не всегда оно выливается в открытые гонения, но противостояние в той или иной мере и форме имеет место в любом случае. Тут-то и важна духовная цельность, позволяющая человеку остаться твёрдым в том, что касается сделанного им выбора. Но есть в мире нечто, для духовной жизни более опасное, чем гонения: повседневная суета. В самом деле, любое внешнее давление, и уж тем более гонения, в нормальном случае способствуют внутренней, психологической мобилизации гонимых, а психологическая мобилизация почти всегда способствует и более интенсивной духовной жизни.
Повседневная же мирская суета никакой психологической мобилизации не способствует, она, наоборот, психологически лишь расслабляет. И сохранить необходимую интенсивность духовной жизни в такой ситуации сложнее, чем во время испытаний, для этого нужно уделять проблеме особое внимание. Но если ищущий Царства преодолеет и это препятствие, он окажется у порога, который искал. Конечно, прийти к порогу Царства — ещё не конец пути, впереди ищущего ждёт жизнь Царства и путь свидетеля. Но это уже духовно иная, новая жизнь.