Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Мк 13:1-13

Говоря о скором разрушении Иерусалимского Храма и о конце времён, Иисус, несомненно, имеет в виду не отдалённое, а близкое и даже ближайшее будущее — Храм оказался разрушен римлянами после поднятого зелотами антиримского восстания в 70 г. н.э., спустя всего лишь несколько десятилетий после того разговора, о котором сообщает евангелист.

Иисус упоминает «болезни» (соответствующее греческое слово означает буквально «родовые схватки» или боль, испытываемую во время родов), указывая на голод, эпидемии, стихийные бедствия и войны, как на их исток и корень (таково значение соответствующего греческого слова, которое буквально означает «начало», «причину», «исток»). Упомянутые Спасителем «болезни» очевидным образом связаны с рождением чего-то нового — в данном случае Царства, которое, как Он неоднократно говорил, должно прорасти в мире, подобно зерну, брошенному в землю.

Под «болезнями» тут явно имеется в виду то, что в иудейской традиции называется обычно «мессианскими бедствиями» — гонения и катаклизмы, которые обрушиваются на народ Божий перед самым приходом Мессии, знаменуя скорое наступление мессианской эпохи и становление мессианского Царства. Как видно, именно об этих бедствиях говорит Иисус: ведь к голоду, эпидемиям, землетрясениям и войнам тут прибавляются ещё и гонения на Его учеников. Всё перечисленное происходит на фоне появления множества лжемессий, которые плодятся, как грибы после дождя, увлекая за собой легковерных, которых потом бросают на произвол судьбы.

Таких лжемессий в те времена было действительно много, все они призывали к восстанию и к войне, и все такие восстания заканчивались карательными экспедициями, причём вождям нередко удавалось ускользнуть, а кара обрушивалась на головы тех, кто не хотел или не успевал бежать. Оказывается таким образом, что история, по словам Спасителя, завершается с концом Второго Храма, построенного ещё репатриантами, в своё время вернувшимися в Иудею из Вавилона. Всё дальнейшее — уже не прежняя история, идущая своим чередом, а нечто новое, происходящее по иным, новым законам.