Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Мк 11:27-33

Вопрос о власти касался, конечно же, не формально-юридической стороны, а духовной. Слушающие Иисуса люди, люди вполне и глубоко религиозные, задают его, желая узнать, откуда у Него та сила, которой Он совершает Свои чудеса и исцеления. Иисус же задаёт им встречный вопрос, казалось бы, не имеющий отношения к теме — вопрос о тех омовениях («крещениях»), которые совершал Иоанн. На самом деле, однако, связь тут есть, и касается она смысла заданного Иисусу вопроса — смысла духовного в первую очередь. Слушающие Иисуса — представители религиозной власти и учителя Торы, названные здесь «книжниками», — хотят знать, от кого Иисус получил те полномочия, которые позволяют Ему делать то, что Он делает.

Странно, казалось бы, было говорить о полномочиях в деле Божьем, но ведь религиозное сознание всегда остаётся верно себе, и для религиозного человека даже действие Божьей силы подлинно лишь тогда, когда оно вписывается в рамки тех или иных религиозных критериев. Бог может действовать только «правильно», а если налицо проявление силы, действующей «неправильно», значит, эта сила не может быть Божьей. Заданный Иисусу вопрос был именно вопросом о критериях, от Него хотели, чтобы Он обосновал «правильность» той силы, которой исцелял и творил чудеса.

В таком контексте встречный вопрос об омовениях Иоанна был вполне уместен. Дело не только в том, что сила тут и там была одна и Источник её был один, дело ещё и в способности увидеть и узнать. Тот, кто не мог или не хотел увидеть духовную подлинность и чистоту совершаемого Иоанном, не увидел бы духовную подлинность и чистоту совершаемого Спасителем. Между тем слушавшие Иисуса не хотели видеть очевидного — они ведь больше были озабочены тем, что подумают о них люди, чем истиной. В таком духовном состоянии настоящего не увидишь, на что и указывает Иисус слушающим Его священникам и учителям Торы.