Мысли вслух на Мк 4:26-34

Слова Спасителя о Царстве порой кажутся противоречивыми. Иногда Он говорит о Царстве как о реальности вселенского, космического масштаба, а иногда как о чём-то почти незаметном, о чём-то таком, что растёт в тишине и в темноте, подобно зерну в земле.
Между тем на самом деле никакого противоречия тут нет. Царство — действительно реальность вселенского масштаба. Она даже перерастает нашу вселенную: мы ведь живём в падшем мире, а Царство куда больше него, оно включает его в себя, преображая и делая частью иной, новой реальности. Вместе с тем Царство не просто опускается в наш мир откуда-то с небес, оно растёт изнутри нашего падшего мира. Разумеется, само по себе, из ниоткуда оно не вырастет: Царство — драгоценный цветок, а сами собой, как известно, хорошо и быстро растут только сорняки.
Отсюда необходимость посева соответствующих семян и ухода за ними — иначе ничего не будет. Дело, однако, не только в том, что семени требуется время, чтобы прорасти. Дело ещё и в том, что семена Царства растут в человеческих сердцах — и это составляет главную надежду, одновременно являясь и главной проблемой. Когда мы говорим о Царстве, растущем из семян, брошенных в землю нашего мира, важно помнить, что землёй являемся мы сами. Это в нас брошенное Богом семя Царства может или прорасти, или сгнить. Тут-то и начинается то самое, что в конечном счёте определяет сроки окончательного торжества Царства.
Мы живём в эпоху наступающего Царства, но когда оно наконец наступит и раскроется во всей полноте, зависит именно от нас. Дата возвращения Христа во славе, Его второго пришествия известна лишь Отцу не потому, что Отец что-то скрывает от Сына, а потому, что она ещё не определена и, возможно, не может быть определена точно: она ведь зависит от выбора каждого из нас, а значит, ей неизбежно предстоит постоянно меняться, меняться с каждым сделанным выбором.
Это сильно замедляет дело, но только так можно дать возможность каждому поучаствовать в процессе вхождения Царства в мир. Участие же человека необходимо тут потому, что иначе человек этот не сможет войти в Царство. Он сможет тогда в лучшем случае приобщиться его жизни, но не сможет измениться так, чтобы жизнь Царства стала бы и его собственной жизнью тоже, а тогда все усилия окажутся бесполезными: ведь в Царстве главное люди, из которых оно состоит.