Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Мф 23:13-22

Как видно, оценка Иисусом фарисеев со всеми их делами и со всей их активностью оказывалась порой довольно жёсткой. Что же вызывало у Него наибольшее осуждение? На первый взгляд, речь идёт о вещах достаточно разнообразных. Тут и нарушение элементарных нравственных норм под прикрытием закона, и клятвы, формально разрешённые, а фактически нарушающие Тору, и распространение своей религии, которое, по слову Спасителя, к Царству не приближает. Что же общего между всем этим? В сущности, только одно: подмена содержания формой. Собственно, формализация религиозной жизни — главное, в чём Иисус упрекает фарисеев. Конечно, любая религия склонна к формализации, но если религия рождается на основе полученного от Бога откровения, как это имело место в случае яхвизма и выросшего в его лоне иудаизма, внутри неё всегда есть некий духовный потенциал, который позволяет такой формализации противостоять. Другое дело, что использовать его порой довольно хлопотно, формальная религиозность вызывает обычно меньше внешних проблем, и противостоять ей решается далеко не каждый. Иисус же упрекает фарисеев именно за то, что они этого не делали. Конечно, Царство, которое Он принёс в мир, не вмещается ни в какие религиозные рамки, даже если религиозность, в рамки которой его пытаются вместить, оказывается живой и искренней. Но в этом случае у носителя такой религиозности всё же появляется возможность использовать её, как своеобразный духовный трамплин для прыжка в Царство. А вот о религиозности, в которой преобладает формализм, такого не скажешь: она на пути к Царству может оказаться лишь тормозом. Между тем, как видно, в фарисейском братстве в евангельские времена религиозного формализма было уже более, чем достаточно: братское движение к этому времени насчитывало уже более столетия, и тенденция к формализации религиозной жизни в нём если не возобладала, то, во всяком случае, была очень заметной. И всё же Иисус даже на этом фоне не отвергает всю фарисейскую традицию разом, обращая внимание лишь на вполне конкретные её формы и проявления, никак не совместимые с Царством. Ведь Он знает, что в Царство могут войти и религиозные люди тоже. Если, конечно, они не поставят свою религию впереди Царства.