Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Втор 34:1-12

Заключительная глава Книги Второзакония рассказывает о смерти Моисея. О смерти вождя, который увидел издали ту землю, в которую шёл сам и вёл свой народ, но в которую ему войти не пришлось. Странно? На первый взгляд да. С другой же стороны — это ведь не Моисей ведёт свой народ в обещанную Богом землю, а Бог ведёт туда и народ, и самого Моисея. Вот только почему же тогда и Моисею нельзя было войти туда, куда вошли все остальные?

Да, по пути было много разного — и даже Моисей, Божий человек, порой делал что-то, на что Бог смотрит неодобрительно. Если, однако, сравнить в этом отношении Моисея и всех остальных, то уж этим-то остальным на Божьей земле точно было делать нечего. Моисей ведь оставался человеком Божьим, а о большей части тех, кто составлял Божий народ, этого было сказать нельзя.

Уж если Моисей не заслуживал того, чтобы ступить на землю, которую Бог предназначил Своему народу, то кто заслуживал? Между тем на деле всё оказывается не так просто. Земля ведь — не просто награда за правильное поведение или за духовные качества. Пребывание на земле — само по себе духовный процесс. Оно требует вполне определённого состояния, состояния, которое соответствовало бы качеству земли, какой её задумал Бог. Бог ведь ведёт народ не просто на то место, где Он хочет его поселить — Он ведёт его к месту встречи с Собой.

Ведёт с тем, чтобы там началась для народа новая жизнь, жизнь в Божьем присутствии, чтобы работать со Своим народом, делая его тем народом-общиной, каким Он его задумал с самого начала. Тут не может быть единой, универсальной мерки. Всё зависит от возможностей человека, от его духовного потенциала. Собственно, путь за Богом и предполагает раскрытие возможностей, данных Богом идущему за Ним человеку — это ведь процесс богочеловеческий, и полнота жизни с Богом у каждого своя, как и путь к ней. Поэтому-то с Моисея спрос был куда больше, чем с любого другого в народе.

Дело тут не в наказании, дело в том, где именно Моисею надо было обрести ту полноту земного существования, которая должна была завершить собой его земной путь — так же, как в нормальном случае и должен завершаться земной путь всякого человека. Бог решил завершить путь Моисея на пороге той земли, которую обещал Своему народу — это было Его решение, в целесообразности которого едва ли стоит сомневаться, как не сомневался в нём и сам Моисей.