Мысли вслух на Втор 33:1-29

Книга Второзакония завершается благословением Моисея, после которого следует заключительная сцена-эпилог. Это благословение напоминает благословение народа Иосифом, которое мы находим в заключительной части Книги Бытия. Такие параллели не случайны.
Изначально Книга Иисуса Навина, судя по преобладающему сегодня среди библеистов мнению, составляла единое целое с Пятикнижием, являясь шестой книгой Торы, какой она была создана во время Вавилонского плена. Тора перестала быть Шестикнижием, превратившись в Пятикнижие, лишь после реформы Эзры в середине V в. до н.э. Книга Бытия была изначально своего рода прологом к Торе, а Книга Иисуса Навина — её эпилогом. Таким образом оказывается, что благословение народа — точнее, двенадцати племён, из которых он состоит — звучит в самом конце пролога Торы и перед самым её эпилогом.
В первом случае благословляет народ Иосиф — ведь именно он сделал возможным переселение народа в Египет и спасение его от голодной смерти, а во втором — Моисей, духовный вождь, организатор и вдохновитель Исхода, при котором народ Египет покинул. Однако в обоих случаях благословение всегда конкретно, оно связано с особенностями каждого племени и его родоначальника. Ничего удивительного тут нет: благословение ведь означает не что иное, как дарование Богом народу или отдельному человеку той силы, которая, в первую очередь, должна позволить человеку стать самим собой, тем, кем и чем его задумал Бог.
Речь идёт, разумеется, о себе настоящем, о подлинном качестве и о подлинном призвании человека, а не о том, что человек нередко о себе воображает, считая себя вовсе не тем, что он есть на самом деле, и придумывая себе «призвание» сообразно собственной воображаемой картине себя и своей жизни. Стать же тем, кто человек есть на самом деле, можно лишь с Божьим участием: ведь на самом деле человек всегда таков, каким его задумал Бог.
Благословение поэтому и предполагает раскрытие Богом в человеке его наиболее характерной черты, которая сама по себе почти всегда амбивалентна и может быть с равным успехом использована как на благо, так и во зло. Бог хочет, чтобы каждый с Его помощью раскрыл в себе себя настоящего и использовал то лучшее, что дано ему Им. Так строится жизнь человека, и так же строится жизнь народа — ведь для Бога народ не масса, он состоит из отдельных людей, из которых Бог видит и знает каждого. Это данный Богом народу потенциал — а как он будет задействован, зависит от самого народа и от конкретных людей.