Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Втор 21:1-23

Приведённые в данной главе книги законы между собой роднит одна общая черта: все они обращают внимание на преступление как на источник скверны, как на нечто такое, что человека оскверняет. Тора вообще смотрит на грех как на скверну, считая именно это его свойство наиболее опасным и разрушительным. Грех ведь с точки зрения верующего яхвиста, особенно допленной эпохи, был связан не только и не столько с нарушением нравственной нормы, сколько с той стеной, которую он ставил между грешником и Богом.

Скверна — это то, что мешает человеку освятиться. То, что мешает Божьему на человека воздействию, действию Божьей любви и Божьего дыхания, которое иначе могло бы изменить человека, сделав его частью большого Божьего мира. Грех между тем порождает скверну, а скверна отделяет человека от Бога так, что человек вместо большого Божьего мира оказывается в отделённом от Бога маленьком мирке таких же отделившихся, как он сам.

Оскверняли же человека в дохристианские времена порой даже такие вещи, которые прямо с грехом связаны не были. Например, непогребённый труп убитого — даже если не удавалось найти убийцу. Его надо было предать погребению, надо было совершить все связанные с погребением очистительные обряды — просто потому, что тут налицо встреча со смертью, которая никогда для человека не проходит бесследно. Да и с живыми не всё просто.

Нельзя отказаться от той, которую, по очень точному слову Писания, «смирил» — потому, что, как очень верно заметил современный автор, мы в ответе за тех, кого приручаем. Нельзя перешагнуть через естественный и законный интерес одного из своих детей только потому, что тебе больше нравится мать другого. Нельзя втаптывать в грязь собственных родителей — какими бы они ни были. Всё это в первую очередь снижает меру полноты жизни того, кто так поступает — а значит, и всей общины, которая реагирует соответственно.