Мысли вслух на Втор 16:1-22

Книга Второзакония повторяет те законы о главных яхвистских религиозных праздниках, которые мы находим в Книге Исхода, в Книге Левита и в Книге Чисел. При этом устанавливаются три обязательных праздника — тот необходимый минимум участия в религиозной жизни, который ещё позволяет считать человека яхвистом. Тут, разумеется, встаёт целый ряд вопросов. Первый и главный сводится к тому, насколько вообще возможно ограничить духовную жизнь человека тремя религиозными праздниками, а значит, тремя неделями в году.
Совершенно очевидно, что для сколько-нибудь нормальной, полноценной духовной жизни этого мало. Почему же тогда Книга Второзакония предписывает такой минимум? Потому, очевидно, что она всё же имеет в виду прежде всего религиозную составляющую духовной жизни. Книга Второзакония вообще один из наиболее религиозно насыщенных ветхозаветных текстов, она пронизана той религиозностью, которая была свойственна эпохе её написания, пронизана так, как никакая другая из книг Ветхого Завета. Религиозность же неизбежно оказывается формальной по самой своей природе.
Тут непременно должны существовать некие вполне определённые внешние критерии, позволяющие судить, насколько поведение человека соответствует религиозной норме той общины, к которой он принадлежит, и насколько вообще можно говорить о принадлежности человека к соответствующей общине. Участие в религиозных мероприятиях, особенно в праздничных собраниях своей общины, является одним из главных критериев. Человек, не приходящий на собрания, считается отпавшим от общины, человек, которого на них не пускают — отлучённым.
При этом, учитывая, что религиозное сознание, как правило, не делает различия между религиозной жизнью и жизнью духовной, отлучение от общины автоматически воспринимается религиозными людьми и как отлучение от Бога — ведь по-настоящему, до конца и последовательно религиозный человек бывает обычно совершенно уверен, что именно община определяет отношения с Богом своих членов.
На таком фоне предписания Книги Второзакония о трёх обязательных праздниках выглядят скорее как минимум религиозных требований касательно участия в религиозной жизни яхвистской общины. Этот минимум не должен был оттолкнуть никого, и, разумеется, он никак не мог помешать ищущим более глубокой духовной жизни — что, собственно, и требовалось.