Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Втор 14:1-29

В Книге Второзакония порой повторяются те нормы и правила ритуальной чистоты, которые уже были известны из Книги Левита. Исторически — учитывая время написания Книги Второзакония — тут именно повторение, напоминание о том, что уже должно было быть известно каждому, кто всерьёз относился к яхвизму. Для чего, казалось бы, повторять общеизвестное?

Наиболее простой и очевидный ответ: для того, чтобы напомнить о том, о чём многие склонны были забывать. Это правда, но не вся. Надо помнить, что Книга Второзакония вообще требует куда более осознанного отношения к Торе, чем священные тексты более ранних эпох.

Тут даже не важно, идёт ли речь о логике текста или о логике истории: во всяком случае Книга Второзакония воспринимается как завершение Торы, как именно второй закон, появившийся после первого — причём имеется в виду не только Книга Исхода с её законодательными главами, но и Книга Левита с её законами, касающимися жертвоприношений, а также норм и правил ритуальной чистоты. При любом взгляде оказывается, что Книга Второзакония напоминает здесь о вещах общеизвестных. Что же, однако, означает большая осознанность, когда дело касается Торы? Прежде всего речь должна идти о том главном, ради чего Тора была дарована народу — о святости.

О святости не как о праведности — так святость стали понимать в Средние века, а о святости как об освящённости, о пребывании в Божьем присутствии, которое совершенно реально меняет человека, если человек способен сохранить духовное состояние, открывающееся ему перед лицом Божьим. Тут нормы и правила ритуальной чистоты выходят на первый план — чистота ведь и есть то состояние, которое позволяет человеку освящаться. Ради этого и нужна вся Тора — она помогает человеку стать тем сосудом, который вмещает Божье присутствие, открытое человеку.