Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Втор 12:1-32

Законодательство Книги Второзакония начинается с требования централизации яхвистского культа. Тут впервые со всей ясностью сказано: есть только одно избранное Богом место для Его алтаря, там и должны совершаться все жертвоприношения, а все остальные праздники, во время которых забивают животных и едят мясо, ни жертвоприношениями, ни священными трапезами не являются. Более того: тут прямо говорится, что множество алтарей — признак язычества, а у яхвистов, у которых Бог один, алтарь тоже должен быть один.

Такая логика может показаться слишком прямолинейной, но она была не случайной. Надо отметить, что реальная централизация яхвистского культа в Израиле (точнее, в Иудее) произошла лишь в VII в., во время правления царя Иосии, который в своей религиозной политике руководствовался как раз указаниями Книги Второзакония (тогда её называли просто Книгой Торы, или Книгой Закона). Этот шаг позволил сразу же покончить со всеми остатками язычества, какие тогда ещё существовали в стране. В самом деле: если Храм один, и алтарь, соответственно, тоже один, куда проще отследить, кому там приносят жертвы.

В прежние времена, когда в стране было множество алтарей, в том числе и яхвистских, бороться с языческими культами было куда сложнее. Наряду с известными и почитаемыми святилищами, существовавшими уже во времена Патриархов, было ведь и множество племенных, родовых, семейных алтарей и святилищ, и кому поклонялись там, знали лишь те, кто к этим алтарям приходил.

Теперь же, после централизации культа, религиозная жизнь страны, по крайней мере, публичная, была у всех на виду и сосредоточена в одном месте. Вне зависимости от вопроса о датировке Книги Второзакония можно было бы сказать, что упомянутая проблема стала актуальна если не во времена Моисея, то во времена Иисуса Навина, сразу же после завоевания земли. Было тут и нечто иное, связанное уже с духовной жизнью как таковой.

Люди издавна умели выбирать и находить подходящие себе места для своих алтарей, места, где им было удобно поклоняться своим богам. Здесь же ситуация была прямо противоположной: надо было не выбирать место поклонения Богу на свой вкус, а идти туда, куда Бог укажет. Это Он должен был выбрать место встречи, а не человек. Вроде бы просто и понятно, но исполнение изложенного в Книге Второзакония требования было ещё одним уроком движения за Богом шаг в шаг, столь необходимого народу на его духовном и историческом пути.