Мысли вслух на Втор 8:1-20

Описывая пройденный народом путь, Книга Второзакония представляет нам его как путь Торы. Здесь нет места столь распространённой среди религиозных людей теории наград и наказаний, согласно которой человек получает награду за исполнение предписанного Богом и наказание за нарушение Его предписаний. Тут совсем иная логика. Человек идёт за Богом потому, что только такое движение и можно назвать путём. Всё остальное — беспутье, ведущее в никуда. Идя Божьим путём, человек приходит туда, куда Бог хочет его привести.
Бог же хочет привести человека к месту встречи с Собой, к месту Своего присутствия, с тем, чтобы освятить человека и дать ему возможность новой, полноценной жизни. Земля обетованная и становится в Книге Второзакония таким местом — туда Бог ведёт Свой народ с тем, чтобы обновить и его, и саму землю, сделав её прообразом Царства. Именно поэтому тут не работает традиционная религиозная схема с наградами и наказаниями. Дело в том, что народ по определению не может заслужить того, что получает: речь ведь идёт о падшем человечестве, и народ Божий — не исключение, он тоже состоит из падших людей.
Падший человек по определению не готов к встрече с Богом и также по определению не заслуживает ни Царства, ни земли обетованной как его прообраза. Готовым делает и отдельных людей, и весь народ в целом лишь Сам Бог, и делает в процессе движения по тому пути, по которому его ведёт. Если народ пройдёт проложенный для него Богом путь, пройдёт шаг в шаг за Тем, Кто этот путь проложил, он станет готов к встрече с Богом и к жизни в Божьем присутствии на Богом данной земле.
Да и сама жизнь на этой земле немыслима вне контекста отношений с Богом. Земля даётся народу не в собственность, а в пользование, при условии, что он не забудет Бога и не начнёт вместо Него полагаться на себя. Тут не устав, не дисциплинарная мера, а простой факт: без Бога жить на Божьей земле невозможно. Она существует в первую очередь как место Божьего присутствия, и лишь потом как природный феномен, как место, территория, географическая реальность. Стоит поменять местами приоритеты — и земля потеряна, о чём и предупреждает свой народ Моисей, говоря от лица Божия.