Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Мф 12:1-8

Споры о шаббате между Иисусом и фарисеями шли постоянно. Обвинения в нарушении шаббата сопровождали Иисуса на всём протяжении Его земного служения. Казалось бы, соблюдение запретов шаббата особого труда не представляло. Почему же Иисус постоянно и нередко демонстративно их игнорирует? Можно было бы, конечно, объяснить всё тем, что Сам Иисус, так же, как и Его последователи, придерживались некой особой концепции в том, что касается норм и правил соблюдения субботнего покоя. Но только ли в этом дело? Если вспомнить об изначальном смысле шаббата, станет ясно, что речь в данном случае идёт об особом, священном времени, отданном Богу и предназначенном исключительно для богообщения. Все правила и запреты здесь вторичны, они лишь средство для главного. А главное в том, чтобы каждый седьмой день проходил не в обычных, повседневных делах, а в общении с Богом и в Его присутствии. Строгости же в отношении нарушителей субботнего покоя были связаны, главным образом, с тем, что нарушитель мог легко помешать окружающим, тем, кто хотел бы провести день в тишине и покое и мог оказаться лишённым этой возможности из-за слишком шумных или активных соседей. Однако с развитием яхвистской, а впоследствии и иудейской религиозной традиции запреты стали чем-то самодовлеющим, утратив свою служебную роль и став едва ли не самоцелью. Главным смыслом шаббата для многих представителей фарисейского братства стало не богообщение, а соблюдение многочисленных запретов. Иисус же возвращает шаббату его изначальный смысл, дополняя его тем новым откровением, которое Он принёс в мир. Не случайно в ответ на обвинения фарисеев Он вспоминает историю со священными хлебами, которые первосвященник дал Давиду, хотя не имел права делать этого. Бывают ситуации, когда установленный порядок нарушается. Если в мир пришёл Тот, Кто несёт в Себе всю полноту Царства, то и шаббат без Него теряет всякий смысл. Ситуация изменилась кардинально, теперь появилась возможность провести день не просто в общении с Богом, но в общении с Мессией в Его Царстве. Игнорировать это, вести себя так, как будто в мире ничего не изменилось, означает выхолостить шаббат, оставив от него лишь внешнюю законническую форму. И Иисус не устаёт напоминать об этом Своим собеседникам с тем, чтобы шаббат стал для них не соблюдением религиозных формальностей, а началом пути в Царство.