Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Втор 2:1-37

За время пути от Синая к границам обещанной Богом земли, по свидетельству Книги Второзакония, ушло из жизни поколение тех, кто вышел из Египта. Лишь после этого, как и было сказано ещё на Синае Моисею Богом, начинается процесс завоевания земли. Он, разумеется, не был одномоментным, да и сам путь занял немало времени. Моисею было восемьдесят лет с небольшим, когда Бог впервые открылся ему на Синае, умер же он в степях Трансиордании в возрасте ста двадцати лет.

Сорок лет прошло со дня, когда народ покинул Египет, прежде чем он оказался готов войти в обещанную его отцам Богом землю. Сорок лет у евреев в древности — срок жизни одного поколения. Вернее, конечно, не жизни, а дееспособности — таковым считался возраст от двадцати лет до шестидесяти. Хотя нередко оказывалось, как и было с Моисеем, что главное дело своей жизни человек делал, выходя далеко за рамки этого «возраста дееспособности».

В данном же случае можно говорить о том, что со сцены сошло целое поколение, которое можно было бы назвать поколением Исхода. Их дети начали завоевание обещанной Богом народу земли, которое завершить пришлось уже не детям, а внукам тех, кто покинул Египет. Процесс завоевания земли растянулся на три поколения, разумеется, не случайно. Известно: переселенцы в первом поколении, будь то эмигранты или репатрианты, ещё склонны оглядываться назад, они психологически ещё не совсем расстались со своей прежней родиной — за редкими исключениями, которые, конечно, бывают всегда.

Их дети, особенно родившиеся после переселения, уже обычно ощущают себя местными жителями, но всё же помнят ещё, что они дети пришельцев, и память эта может накладывать отпечаток на их жизнь и на их восприятие реальности. Внуки же переехавших на новое место уже ощущают себя местными жителями полностью и безоговорочно, им некуда и незачем возвращаться — даже сугубо теоретически, а о своём происхождении они если и помнят, то на уровне некоторых бытовых особенностей и национальных праздников, если их есть с кем праздновать.

Это внешняя, этнопсихологическая сторона дела. Есть и другая, более глубинная, собственно духовная, связанная, однако, с внешней. Божье дело можно делать только без оглядки — будь то на окружающих или на собственное прошлое. Чтобы завоевать землю, народу надо было отвыкнуть постоянно оглядываться назад, вспоминая Египет. Потому и нужно было дождаться, пока сменится поколение: дети и внуки вышедших из Египта уже готовы были воевать за свою землю без оглядки, и так же без оглядки идти за Богом.