Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Втор 1:1-46

Книга Второзакония начинается с продолжительного исторического введения. В первой его части, в первой главе книги, особо упоминается избрание себе народом судей, которых Моисей благословляет на то дело, которое доверяют им соплеменники. Тут налицо связь между Божьей волей, Божьим планом и его осуществлением, с одной стороны, и человеческой свободой, а вместе с тем ответственностью, с другой. В самом деле: что означало избрание себе народом судей, которым предстояло разрешать возникавшие споры? В первую очередь — ответственность перед Богом за сделанный выбор. Речь ведь идёт об обществе патриархально-родовом, где нет ни полиции, ни судебных исполнителей, которые могли бы исполнить принятое судьёй решение.

Исполнение могло быть только добровольным — или принудительным, но в таком случае заставить исполнить судебное решение того, кто не захотел бы ему подчиниться, пришлось бы соплеменникам и сородичам ослушника. Иначе судебное решение осталось бы неисполненным, и на место правильного судопроизводства тогда раньше или позже пришла бы анархия. Тут налицо прямая демократия без каких бы то ни было специальных институтов общественного принуждения, по крайней мере, в том, что касается судебной власти.

При этом судебная власть, созданная по инициативе Моисея, не была традиционной, она не была освящена и поддерживаема нормами обычного права, свойственного всякому родоплеменному обществу. Традиционные племенные институты были элементом традиционного же социального этоса, повиновение им предполагало следование известным социопсихологическим схемам и поведенческим моделям, не требуя осознанности.

Институт же судей, предложенный народу Моисеем, в традиционные рамки не укладывался. Тут нужен был именно осознанный выбор и осознанная же ответственность за него. Ответственность в первую очередь перед Богом — Богом Моисея, Который становился теперь и Богом всего народа. Становился уже не только на словах, но и на деле — ведь и выбор судей, и повиновение вынесенным ими решениям были именно делом, делом свободных людей, реализующих перед Богом свою свободу.