Мысли вслух на Числ 34:1-29

Границы обещанной Им народу земли Бог определяет абсолютно чётко, так, что, знай мы точное расположение упомянутых в тексте географических пунктов, её и сегодня можно было бы провести на местности с точностью до сотен метров. Такая точность может показаться почти неправдоподобной, и всё же Бог именно так проводит границу той земли, на которой предстоит жить Его народу. Он же выбирает и тех людей, которым придётся в своё время, уже после завоевания, разделить землю между племенами.
Такая тщательность заставляет задуматься. Вопрос о границах, об их изменении, о завоеваниях разными народами разных земель и о последствиях этого всегда был актуальным, и прежде всего в контексте представлений об «исторических правах», «законных границах», аннексиях и правах завоевателя и прочем подобном, на что обычно ссылались как победители, так и побеждённые.
Между тем для Бога вопрос о границах и их перемещениях никогда не был вопросом формальным и чисто юридическим. Как, собственно, и вопрос о «правах человека» вообще, по крайней мере, в том смысле, в котором его обычно ставят в наши дни. Просто потому, что ни у отдельных людей, ни у народов нет никаких неотъемлемых прав. Разумеется, сам человек может думать, будто они у него есть, но при первом же столкновении с природой ли, с обществом ли он очень скоро понимает, что и природа, и социум знают лишь одно «право»: право сильного.
Альтернативой этому праву может быть лишь любовь, но она не свойственна ни природе, ни падшему обществу, она есть лишь у Бога. Для Бога же важна только динамика отношений — будь то с отдельным человеком или с целым народом, поскольку можно говорить об отношениях с Богом целых народов. Бог ведёт каждый народ, ставя каждому народу свою историческую задачу и предлагая ему оптимальный с Его точки зрения исторический путь так же, как ставит он свою духовную задачу каждому человеку, предлагая и ему оптимальный путь, духовный и жизненный.
То, что народ имеет и то, как он этим распоряжается, зависит от того, какой путь он выбирает и насколько этот путь соответствует Божьему о народе замыслу, так же, как и то, что принадлежит отдельному человеку и то, как он распоряжается ему принадлежащим, зависит от того, какой путь выбирает человек и насколько его выбор соответствует Божьей воле.
Если путь отдельного ли человека, целого ли народа далёк от Божьего замысла, война неизбежна, и тогда вопрос о том, кому и что принадлежит, будет определяться по результатам этой войны. Если же народ или человек движется вслед Богу шаг в шаг, все границы Бог определит Сам. Для Него они, собственно, уже определены, и Он открывает Своё определение Своему народу. Дальнейшее зависит уже от самого народа.