Мысли вслух на Числ 31:1-54

Описанная в Книге Чисел война кажется сегодняшнему читателю удивительно жестокой. Даже Тора предписывает не уничтожать во время войны мирное население и не разрушать без необходимости всё вокруг, что попадётся под руку. Правда, там речь идёт о войне вообще. Для той земли, которую Бог предназначил Своему народу, делается исключение. Она должна быть очищена от язычников. Речь не обязательно идёт о поголовном уничтожении: возможно было также изгнание. Главной проблемой были языческие алтари, которых не должно было остаться на земле.
Вместе с алтарями же неизбежно должны были исчезнуть и те, кому они принадлежали: в те времена у каждого народа и племени был свой бог и свои святилища, без которых ни народа, ни племени быть не могло. Народы исчезали вместе с алтарями своих богов, а боги уходили в забвение вместе с народами, которые им поклонялись. В данном же случае всё было несколько серьёзнее. Дело в том, что, помимо алтарей и культов публичных, общественных, у древних были ещё и боги домашние, которым поклонялись у домашних алтарей. В основном это были покровители рода, семьи, дома, и нередко статуэтки таких домашних богов путешествовали вместе с теми, кто им поклонялся.
Без них невозможно было переехать на новое место: оно осталось бы без благословения, и новый дом не принял бы въезжающих. Девушка, выходя замуж и переезжая в дом мужа, обязана была почитать богов своего мужа и своего нового дома, однако никто не мог ей помешать взять с собой и своих домашних богов. Это было даже прямо необходимо: оставить священные статуэтки дома означало разорвать с домом своего отца, что могло иметь даже юридические последствия (например, потерю права наследования).
При смешанных браках поэтому в еврейских шатрах неизбежно должны были появляться изображения и статуэтки местных языческих богов, которым поклонялись жёны-язычницы. Вот поэтому-то и говорится о них, что они вводят народ Божий в грех, и поэтому же проявляется по отношению к женщинам такая беспощадность. Тут, конечно, не настоящее решение проблемы — язычество ведь всегда коренится в душе, тут скорее попытка решить вопрос по-варварски просто, как решали его в этих местах в те времена. Однако проблема действительно была серьёзной и требовала своего решения.