Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Числ 25:1-18

История с жёнами-язычницами показательна и может, на первый взгляд, стать хорошей иллюстрацией для широко распространённого представления о Божьем наказании за грех. Грех и впрямь налицо, притом один из самых страшных: речь ведь идёт об отступничестве, об измене Богу, а верность Богу Тора ценит дороже жизни. Потому-то казнь или убийство отступника и не считалось грехом — отступнику, как думали, лучше умереть сразу, чем продолжать жить в том состоянии, в котором он оказался после отступничества.

Кажется, и Бог подтверждает правильность такого взгляда: эпидемия, накрывающая лагерь из-за совершённого греха — прекрасное тому свидетельство. Между тем, уже ветхозаветные пророки говорили, что Бог не хочет гибели грешников, Он хочет их обращения, их раскаяния и их спасения. Отчего же тогда происходят бедствия, подобные описанным в этой главе? Ответ на заданный вопрос надо искать не столько в сфере религиозной, сколько в области духа.

Богу ведь не так важно (а чаще всего и вовсе не важно), следуем мы тем или иным религиозным правилам или нет. Иное дело заповеди — но тут не правила, тут Божья воля, Божьи интенции, обращённые к нам с тем, чтобы мы знали, какой духовный и жизненный путь Бог считает для нас оптимальным. Мы вольны следовать этим путём или нет, выбор тут полностью наш, но полноценную духовную жизнь в падшем мире и нормальные отношения с Собой Бог может нам гарантировать только на пути, который определил Он Сам.

Падший мир вообще место духовно опасное, и Бог специально обозначает своими метками тот безопасный путь, идя которым мы придём к Нему, а не потеряемся в пустоте. Тут как с тропинкой на болоте: если идти, строго следуя оставленным на деревьях зарубкам, есть шанс выйти из болота или по крайней мере прийти туда, где помогут и подскажут, что делать дальше. Если же пренебречь зарубками, спасательная команда (во главе со Спасителем) никого не будет наказывать, но шанс утонуть в болоте в таком случае приближается к ста процентам.

Оказавшись же в болоте из-за собственного пренебрежения указателями, едва ли имеет смысл обвинять Того, Кто эти указатели расставил: Он не хотел никому навредить, но Он также не может никого заставить следовать указателям насильно. Вот эпидемия, описанная в книге, и есть одно из множества тех бедствий, с которыми сталкивается народ, уходя с Божьего пути в духовное болото. Там действительно может случиться всё, что угодно, но при чём же тут Бог?