Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Числ 21:1-35

Путь в землю обетованную полон приключений, причём многие из них, наподобие истории со змеями, напавшими на народ после очередного возмущения, идущие находят на свою голову сами. Оно и неудивительно. Идти за Богом в ту землю, которую Он обещал, можно, только следуя за Ним буквально шаг в шаг. Так оно в основном и было — не случайно там же, в Книге Чисел, упоминается, что все смотрели на Скинию и на облако Божьего присутствия над ней. Когда облако двигалось, двигался и народ. Без Божьего указания никто никуда не шёл — по крайней мере, внешне. С внутренним было сложнее. Внутреннее состояние не так просто осознать, тут всё не так очевидно и однозначно.

Можно пойти за Богом — но что при этом будет в сердце? Если человек на пути за Богом оказывается чрезвычайно требовательным, это означает, что внутренне он ощущает своё движение как своего рода одолжение Богу, Который, раз уж позвал за Собой, должен и гарантировать некий приемлемый минимум комфорта, причём меру приемлемого тут человек обычно считает себя вправе определить сам.

Если сейчас мы хотим пить, значит, где-то поблизости должна быть вода, и Бог должен об этом позаботиться. Если Он не забоится — значит, Он нас или бросил, или с самого начала обманывал. Для падшего человека такая реакция недоверия вполне понятна и естественна — тут просто перенос отношений между людьми в падшем мире на Бога и Его отношение к нам. Попросту говоря, от Него мы ждём того же самого, чего — осознанно или неосознанно — привыкли ожидать от окружающих нас людей.

Априорное недоверие к падшему человеку — вещь вполне понятная, но оттого не легче: ведь отношениям с Богом она мешает очень сильно, фактически разрушая их сразу же, как только они начинают устанавливаться. Единственный способ этому противостоять, когда дело касается падшего человека — поставить его в условия реальной опасности, где он оказывается лицом к лицу с кем-то или с чем-то, кто или что ему действительно угрожает. Тогда человек забывает обычно все свои предубеждения и бросается к Богу.

Так было с народом во время стычек с народами и племенами, по территории которых им приходилось проходить: тут надо было или по-настоящему довериться Богу, или погибнуть. В относительно мирное время роль врагов играли те самые змеи: они заставляли человека вспомнить о Боге как о Том единственном, Кто может помочь и спасти. Педагогика жёсткая, но и ситуация критическая: вопрос доверия Богу в пустыне — вопрос выживания, не только духовного, но и физического.