Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Числ 8:1-25

Посвящение левитов на служение состоит из двух элементов: очистительного ритуала, связанного с омовениями, и собственно посвящения, сопровождаемого жертвоприношениями, причём одно из них является очистительным, завершая собой процесс очищения, а второе — уже собственно посвящением на служение. Такая последовательность вполне понятна, если вспомнить главный смысл существования священнической общины как таковой. Смысл же этот заключается в том, что в народе Божьем в каждый момент времени должно существовать некоторое количество людей, освящённых постоянно и, соответственно, постоянно пребывающих у алтаря, в Божьем присутствии, там, где только и возможно освящение.

Именно поэтому священникам во всё время служения запрещалось уходить со двора Скинии, а позже —Храма, и поэтому же им были предписаны более строгие правила ритуальной чистоты. Двор Скинии, как и храмовый двор, был священным пространством, там Божье присутствие открывалось человеку, и человек, естественно, должен был очиститься прежде, чем входил в это пространство, особенно надолго. Казалось бы, зачем нужны ещё дополнительные очищения, когда и без того в Торе достаточно подробно описаны все случаи, когда оно необходимо?

Нам, живущим в эпоху наступающего Царства, когда смерть уже далеко не всевластна, трудно представить себе ситуацию дохристианского мира. В те времена зло и смерть царили над миром абсолютно, именно смерть была последней реальностью, а осквернение во всех его формах было проявлением этой их власти. Преодолевались смерть и зло только Богом и только там, где Он присутствовал — до прихода Христа места Своего присутствия Он выбирал Сам и Сам же их обозначал тем сиянием, которое многие видели над Скинией и в Святом-Святых Храма.

Оказавшись на дворе Скинии или Храма, человек на время переходил из царства смерти в царство жизни, затем возвращаясь обратно. Там, у алтаря, было тогда единственное место на земле, где смерть отступала перед жизнью. Неудивительно, что жить там, в этом царстве жизни, для человека, привычного к царству смерти, было задачей, как минимум, нетривиальной. Вот поэтому-то, понимая всю сложность задачи, и стремились служители алтаря к особой чистоте — чтобы не осквернить той жизни, с которой они соприкасались.