Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Числ 2:1-34

Стан евреев, как он описан в Книге Чисел, явно не просто стойбище кочевников. Это самый настоящий военный лагерь, лагерь племенного ополчения, готового к бою. Таким народ, конечно же, стал далеко не сразу: из Египта ведь вышла просто толпа, бегущая в пустыню и чудом избежавшая полного уничтожения. Та толпа не могла быть ни воинственной, ни готовой к войне.

Здесь же, в Книге Чисел, перед нами именно военный лагерь, где живут люди, к войне готовые и войны ожидающие. Такие изменения в народе не могли произойти случайно, сами собой. Что же произошло с народом? С одной стороны можно было бы сказать, что с ним произошла жизнь. Жизнь в пустыне, среди множества опасностей, где трусливому не выжить, где надо научиться быть храбрым и воинственным — или умереть.

Да и молодёжь к этому времени подросла — та, что родилась уже в пустыне, после Исхода. Она уже не дрожала при мысли о войне, о том, что придётся взять в руки оружие и с оружием в руках пробиваться в ту землю, о которой они столько слышали от отцов. Всё это факторы человеческие — но был и другой, столь хорошо заметный в описании лагеря евреев. Тут в центре Бог. Скиния. Святилище. Это Бог ведёт Свой народ в ту землю, которую обещал им дать. Всё остальное — лишь следствие. Бог вывел потомков Иакова из Египта. Бог сделал их народом — из той толпы, которой они были, когда бежали в пустыню.

Бог вёл Свой формирующийся народ по пустыне. Теперь Бог сделал из него армию, которая сможет завоевать ту землю, которую Он же, Бог, когда-то обещал Аврааму. Божий примат, Божье водительство явно просматриваются в устройстве военного лагеря евреев. Есть, однако, тут и человеческая составляющая. Она — прежде всего в той стройности, в том порядке, который царит в лагере. Скиния — в центре, а вокруг — стройные ряды.

Чтобы ряды были стройными, выстроенной должна быть внутренняя жизнь тех, кто в этих рядах стоит, иначе стройность будет лишь внешней, показной, исчезающей при первых же трудностях. Вот эта выстроенность, внутренняя и внешняя, и есть человеческая составляющая. Тут мало просто храбрости и воинственности — тут нужна та внутренняя, духовная цельность, без которой и воинственность, и храбрость нередко подводят их обладателей. Лагерь евреев производит впечатление именно такой выстроенности, связанной с внутренней цельностью. Того, что и требуется для завоевания земли, обещанной Богом.