Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Лев 25:1-24

Книга Левита предписывает достаточно жёсткие правила относительно года шаббата и года юбилея. Здесь, конечно, особенно в том, что касается юбилейного года, присутствует и сугубо социальный, имущественный аспект: требование вернуть всю общинную землю в распоряжение соответствующих общин должно было поддерживать социальную стабильность. Было, однако, и другое: люди и земля должны были иногда получать отдых.

Дело тут не в экологии — один год из каждых семи в этом отношении ничего не менял. Дело в смысле шаббата как такового. Что такое шаббат по своей сути? День отдыха? Да, несомненно. Отдыхать совершенно необходимо. Но как? Можно отдохнуть, проведя время в бездеятельности, а можно — в богообщении. Шаббат и предполагает богообщение — хотя бы, имея в виду четвёртую заповедь, однажды в неделю. Главное — чтобы это было действительно время, проведённое с Богом.

Провести время с Богом означает, помимо прочего, на время забыть о повседневной текучке. Не случайно верующим евреям во время шаббата предписан не только запрет на работу — о работе во время шаббата запрещается говорить и даже думать. О ней в этот день вообще надо забыть. Выпасть из того круга, в котором человек (ели он не живёт в монастыре или где-нибудь в горах или в лесу) крутится ежедневно — иногда как белка в колесе. Без такого выключения из потока повседневности полноценное богообщение невозможно.

Однако поток ведь включает в себя не только повседневность — кроме дневного круга есть ещё и годичный, особенно в обществе сельском, земледельческом, каким и был Израиль, когда были даны предписания о годе шаббата и о годе юбилея. Сельскохозяйственный год размерен и более-менее однообразен: сев и уборка урожая сменяют друг друга с регулярностью, которая приучает человека к полной зависимости от природных циклов и к бесконечному круговороту, из которого выхода нет, да и не нужно.

Традиционное язычество в значительной мере представляет собой освящение этого круга в его нескончаемом вращении. Между тем год шаббата и особенно юбилея его разрывает, вырывая человека из привычной природной, пространственной и временной, матрицы: год без обычных занятий для земледельца, привыкшего к своему труду, может оказаться самым настоящим внутренним потрясением и освобождением — а это повышает шансы на встречу с Богом лицом к лицу, без которой не может быть полноценной духовной жизни.