Мысли вслух на Лев 16:1-34

Книга Левита предписывает особое ежемесячное очищение за грехи народа. Связано оно с тем эпизодом, когда некие люди, не будучи священниками, решили совершить жертвоприношение и умерли из-за осквернения святыни. Этот эпизод упоминается в Книге Левита без подробностей. Несколько подробнее описан он в Книге Чисел, но и там подробностей не очень много. Ясно одно: речь идёт об осквернении святыни, которое может стать для человека смертоносным.
В описанном случае речь идёт о преднамеренном игнорировании предписанных норм и правил, но предписанные очистительные ритуалы предполагают очищение всего народа от нечистоты, о которой народ может и не знать. Такой взгляд на нечистоту может показаться странным, если не учитывать того факта, что осквернить человека, как считалось в те времена, мог не только грех. Конечно, когда дело касается народа, вполне можно было бы говорить и о каких-то незамеченных или забытых грехах.
Казалось бы, если человек не знает или не помнит о своём грехе, ни о каком раскаянии не может быть и речи: ведь невозможно каяться в том, чего не знаешь. Если говорить о грехе как таковом, всё действительно так и есть. Здесь, однако, имеется в виду не только грех, но и его последствия, и даже именно последствия в первую очередь — ведь именно они оскверняют человека, не позволяя ему освятиться. Если такой не готовый к освящению человек подойдёт к алтарю, он может осквернить алтарь — и, может быть, даже умереть.
Дело тут в том, что освящение предполагает изменение качества жизни человека, при котором поток его души (а «душа живая» в Библии — это именно поток, процесс, динамика) изменяется, изменяется настолько, что человек в принципе может приобщиться жизни Царства. Во времена, когда была написана Книга Левита, время близости Царства ещё не наступило, но Божье воздействие на человека и тогда было таким же, как сегодня. Между тем осквернённый человек подходил к алтарю в состоянии, когда его жизнь скорее истощалась, чем наполнялась.
Состояние осквернения ведь и есть не что иное, как процесс непрерывного, продолжающегося истощения потока жизни, противоположного освящению как его наполнению. Два таких противоположных духовных воздействия в определённых случаях действительно могут быть для человека смертельными, а для народа — разрушительными. Вот для избежания чего-то подобного и предписаны особые ритуалы очищения для народа — чтобы скверна, о которой народ не знает, не разрушила его жизнь.