Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Ин 2:1-11

Пир, и особенно брачный пир, в послепленной иудейской традиции считался прообразом того пира, который Мессия устроит для Своих верных в Своём царстве. Конечно, при этом предполагалось, что вначале Он победит всех Своих врагов, создаст Своё царство (конечно же, на земле) и установит в нём соответствующие Торе законы. Затем, как думали, Он произведёт суд над каждым, кто захочет стать Его подданным, а потом и над всеми остальными; что же до пира, то он, очевидно, мыслился, как пир победителей, заслуживших своё право сидеть за праздничным столом. Брачная же символика этого пира восходила к допленной пророческой традиции, в частности, к Осии, который первым среди пророков уподобил отношения между Богом и народом Божиим отношениям семейным, супружеским. А Иисус между тем идёт на пир, который пиром победителей никак не назвать, на обычное свадебное торжество. И жизнь Царства, принесённого Им в мир, Он открывает не неким избранным, а тем, с кем Он оказался рядом. По законам нашего, ещё не преображённого мира вода есть вода, а вино есть вино. В Царстве же, как видно, всё не так просто: здесь природа, субстанция всецело подвластна духу, настолько, что даже вода в нём может стать вином. Именно так: не показаться вином, не обрести его вкус, а действительно им стать, изменив свою природу сообразно ситуации. Но что же это: профанация? Снижение Царства до обычного, бытового уровня, на потребу застолью? Наверное, всё же нет. Это лишь напоминание о том, что Царство теперь всегда рядом, что оно проявляет себя не через какие-то великие события и великие потрясения и вовсе этих событий или потрясений не требует, что оно входит в жизнь каждого, кто готов принять. Иисус начинает Свою проповедь словами о том, что Царство «приблизилось». И вот теперь здесь, в Кане, он наглядно продемонстрировал, что означает его близость.